Примерное время чтения: 4 минуты
57

Когда человек - только инструмент в руках Творца

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 14 04/04/2007

Иконопись - искусство очень специфичное. Ее изобразительные средства всегда просты, даже примитивны. Но, как говорят знатоки, икона не должна изображать, она должна Являть. И потому она - это нечто совершенно особое, мир вне перспективы, вне времени и пространства.

Соборное искусство

Преподаватель иконописи МОУ ДОД "Детская художественная школа N 2" Михаил НИКОЛЬСКИЙ знает об иконах почти все. Ведь он начал заниматься этим видом искусства с восемнадцати лет. "Я всегда был человеком верующим, - рассказывает Михаил Викторович. - Поэтому, отучившись в художественной школе и поступив в училище, решил попробовать себя в иконописи. Поначалу у меня ничего не получалось. Потом я пришел в иконописный класс Вознесенского монастыря. Именно там я понял, что икона - это некий отдельный мир с другими законами и другими принципами творчества".

Церковь не указывает, как именно писать икону. Но в иконе не должно быть ничего от собственного воображения. "Иконопись - это соборное искусство, - говорит Михаил Никольский. - То есть церковь собирает все представления людей и являет их. Это в живописи автор может сказать о своей картине: "Я так вижу". А икона - это всегда видение церкви. Об изображенном на иконе не скажешь: "как живой". Иконопись - искусство плоскостное. Здесь свои строгие каноны, своя цветопись и символика".

Некоторые иконы, написанных учениками Михаила Викторовича, освящаются церковью. "У нас и куратор свой есть, священник. Но поточного производства нет", - говорит преподаватель.

Талант тут не главное

для того чтобы стать хорошим иконописцем, необходимо минимум 10-15 лет. Причем овладеть этим искусством способен далеко не каждый.

В классе Михаила Викторовича занимаются люди разного возраста и таланта. "Это дети, окончившие художественную школу, студенты, дети священников, сами священники, - перечисляет преподаватель. - Принимаем всех, главное, чтобы было начальное художественное образование. А талант для иконописца не так уж и важен. Важен только дух. Ведь икона ближе не к картине, а скорее - к книге".

Определенной схемы подготовки к написанию иконы нет. Но некоторые правила все же существуют. "Перед работой надо побороть в себе мирские страсти, - уверен Михаил Никольский. - Есть специальная молитва, с которой надо браться за работу".

Окончив класс иконописи, человек сам выбирает свою дальнейшую судьбу. Кое-кто продолжает свое обучение. А кто-то не считает это нужным. "Мы ведь квалификации никакой не присваиваем, - рассказывает Михаил Викторович. - Но даже если после обучения здесь человек не станет иконописцем, то он приблизится к миру, который доступен далеко не всем".

Икона пишется Духом Святым

Одна из учениц класса Светлана КОРОГОДОВА - из тех, кто пришел учиться сюда и остался надолго.

"По образованию я архитектор, - рассказывает Светлана Николаевна. - Моя жизнь сложилась так, что я начала искать ответы на вопрос, для чего мне дан мой талант. Поэтому я и начала писать иконы, чтобы вернуть Богу талант, который он мне дал. Я здесь занимаюсь уже 6 лет. Ходила и на роспись, и на батик, но все-таки остановилась на иконописи. Моя икона, освященная, есть в храме на Полынках...".

Любимых сюжетов у Светланы Корогодовой нет. "Сейчас я занимаюсь Богородицей и Спасителем, - говорит она. - И понимаю, что этот сюжет мне очень нравится. Но у меня нет такого, чтобы одно нравилось, а другое - нет. Просто что-то лучше удается, что-то хуже".

Светлана Николаевна всегда тщательно готовится к работе над иконой. "Я постоянно сюда прихожу, и у меня всегда есть желание что-нибудь создать, - рассказывает она. - Думаю, что человек, который берется писать икону - становится инструментом в руках Божьих. Икона пишется Духом Святым. Нашего, авторского, человеческого, в ней нет ничего".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах