Примерное время чтения: 7 минут
62

Чтобы дороги были безопасными

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 45 10/11/2010

С Олегом Кузьменко, начальником областной ГИБДД, мы встретились сразу же после возвращения его с Международного Форума в Санкт-Петербурге. Естественно, и разговор наш начался с того, что был за форум, какие вопросы на нём обсуждались и что, собственно, за перспективы для службы безопасности дорожного движения он открыл?

Равняемся на европейцев

- Третий Международный форум Безопасности на дорогах для жизни людей, делится впечатлениями Олег Владимирович, проводился под эгидой Совета Федерации России в Санкт-Петербурге. Идея проведения Форума принадлежит и руководителям Департамента обеспечения безопасности дорожного движения, и руководителям Совета Федерации.

Сущность же Форума состоит в том, что это большое мероприятие, на котором присутствовали руководители тех подразделений ряда государств, которые занимаются обеспечением безопасности дорожного движения. В некоторых государствах это - министерства транспорта, в некоторых - учреждения здравоохранения или же дорожная полиция. Но каждый из присутствующих на Форуме делился опытом работы своей страны в плане снижения аварийности на дорогах.

- И какой же из них наиболее приемлем для нас?

- Безусловно, любой опыт интересен. Но, в первую очередь, - опыт европейских государств, которые уже более 30 лет целенаправленно, на уровне государственной политики, проводят работу по снижению аварийности на дорогах. Замечателен опыт скандинавских стран, которые ещё до Второй мировой войны начали на законодательном уровне регулировать отношения, связанные с безопасностью дорожного движения. Россия к этому процессу присоединилась где-то пять лет назад. Хотя точнее будет сказать - пять лет назад буквально ворвалась в этот процесс, и на сегодняшний день, как признано мировым сообществом, возглавила его, потому что те успехи России и в сфере применения законов, и, в принципе, в сфере практического урегулирования отношений участников дорожного движения - в сфере достижения конкретных результатов - отмечены всеми.

- Полагаю, в прошлом году совершенно не случайно именно в Москве прошла конференция министров, которые курируют вопросы безопасности дорожного движения?

- Именно так. Совещание это прошло под эгидой Организации Объединённых Наций, и это было не только признание заслуг России. Это был и определённый карт-бланш для того, чтобы она возглавила это движение на мировом уровне. Это тем более знаменательно, что следующее десятилетие ООН объявлено десятилетием борьбы с аварийностью и травматизмом на дорогах.

Не слишком ли жестко?

- Продолжая тему законодательства, вот о чём хотелось бы спросить. Не столь давно был принят Федеральный закон N - ФЗ 169, дух и буква которого требуют полной трезвости водителя за рулём. Насколько такое, прямо скажем, жесткое ограничение будет способствовать реальной безопасности на наших многотрудных российских дорогах?

- Собственно, это было в российском законодательстве и раньше. Допустимые промилле появились ведь, когда наша страна присоединилась к Международному законодательству, которое определяет, что в каждом национальном законодательстве должно присутствовать положение о допустимом количестве алкоголя в крови. У всех - разное. Мы приняли минимальное - до 1,5 промилле. Жизнь показала, что, хотя все эти годы количество ДТП на дорогах по вине нетрезвых водителей постоянно снижалось, не в последнюю очередь из-за жесткости наказания (оно предусматривает безальтернативное лишение прав на управление автомобилем в нетрезвом состоянии, а при повторном нарушении законодательства - административный арест), сами значения дорожных происшествий оставались непомерно высокими. Так что в прошлом году на той министерской конференции, о которой мы с вами уже говорили, Президент РФ Дмитрий Медведев выступил с инициативой о том, чтобы для России на настоящем этапе вывести ноль промилле.

Я считаю, что те обеспечительные меры, которые сейчас принимаются, а это - рассмотрение дел о правонарушениях в судах, это безальтернативное наказание - только лишение прав, а при повторности нарушения закона - значительное усиление ответственности, - своевременны. И главное здесь - значительное усиление ответственности за совершение ДТП в нетрезвом состоянии. У нас впервые появились такие сроки наказания как, к примеру, лишение свободы на 6-8 лет с отбыванием наказания в различной степени строгости колониях. Вспомните: раньше это были всё больше условные сроки, или же - в худшем случае - 1-2 года лишения свободы с отбыванием срока наказания в колониях-поселениях.

Я думаю, что мы идём в правильном направлении, не выбиваясь из европейской правоприменительной практики. Просто страна у нас огромная. Есть определённая разница между городским и сельским населением, не сразу всё это срабатывает.

Как быть с "крутыми" номерами?

- Ещё один вопрос, теперь уже из сферы областных новаций. На тамбовских дорогах появились системы видеонаблюдения. Согласитесь, для налогоплательщиков - не самое дешёвое удовольствие. Насколько эффективно работают эти системы и есть ли какие-либо исключения для "статусных" водителей?

- Я не понимаю, что означает этот "статус". Система видеонаблюдения - это система автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Компьютер беспристрастен. Приборы видеонаблюдения, напомню, были получены в рамках реализации федеральной целевой программы за счёт средств федерального бюджета. В Центре обработки информации ежедневно распечатывается около 1,5 тысячи постановлений о нарушении правил дорожного движения.

Единственное исключение - транспорт специального назначения: машины скорой помощи, вневедомственной охраны, милиции, пожарной службы. В случаях, когда в отношении них фиксируется нарушение, мы запрашиваем руководителей служб на предмет того, что машина действительно ехала на вызов. И всё. Никаких других исключений нет.

Что же касается налогоплательщиков, то, вероятно, немаловажно вот что: за то время, что работают на тамбовских дорогах мобильные системы видеонаблюдений, на тех участках трасс, которые считались наиболее опасными в плане ДТП, ситуация практически нормализовалась. А это - десятки, а то и сотни спасённых жизней.

По имени и судьба?

- Скажите, а реформирование милиции вашей службы как-то коснулось? Вы теперь дорожная полиция, или ещё что-то?

- Несомненно, новый закон "О полиции" затрагивает и нас. Мы очень внимательно следим за его обсуждением, потому что являемся неотъемлемой частью российской милиции и останемся в составе полиции. В том варианте проекта закона, который обсуждался, как раз целый блок был посвящён вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. В каком виде это будет в новом проекте, пока сказать трудно. По слухам, это будет уже несколько иной закон. Поэтому сейчас комментировать что-либо несколько преждевременно.

В завершение разговора позвольте поздравить от имени всей редакции Вас и вверенный Вам коллектив областной ГИБДД с наступающим профессиональным праздником и пожелать безопасных дорог и законопослушных участников дорожного движения!

Справка

За 10 месяцев 2010 года на территории Тамбовской области зарегистрировано 1466 (10 месяцев 2009 года - 1450 ДТП) дорожно-транспортных происшествий в которых 167 (2009г - 177) человек погибли и 2036 (2009г. - 2043) получили ранения.

Количество ДТП по вине нетрезвых водителей снизилось на 20 фактов с 69 ДТП в 2009 г. до 49 в 2010г.

Уменьшилось количество наездов на пешеходов. Так, в 357 (2009г. - 387) наездах 30 (в 2009г. - 48) пешеходов погибли и 364 (в 2009г. 371) получили ранения. По вине самих пешеходов зарегистрировано 146 ДТП (-5,8%), в которых 10 (-37,5%) человек погибли и 147 (+0,7%) получили ранения.

Сократилось количество ДТП на загородных автодорогах области. Всего в текущем году на трассах области зарегистрировано 380 ДТП (в 2009 г. - 459).

С участием детей зарегистрировано 153 происшествия (в 2009 г. - 156), в которых 6 (в 2009 - 8) детей погибли и 167 (в 2009 г. - 160) получили ранения.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах