Главным днем одиннадцатой "Нежегольской тропы" стала суббота. В течение этого дня прошли три творческие мастерские - поэтическая, исполнительская и авторская. Авторская мастерская, без сомнения, была важнейшим мероприятием фестиваля. Работа ее длилась дольше всего, а от желающих продемонстрировать свое творчество не было отбоя.
Одним из членов жюри и почетным гостем фестиваля был известный воронежский бард Александр ЕФРЕМОВ. Любители авторской песни Черноземья знают его как руководителя регионального открытого фестиваля авторской песни "Рамонский родник". Александр Юрьевичем согласился ответить на наши вопросы.
Чем отличаются рифмы от стихов
- Александр Юрьевич, как вы можете оценить нынешний фестиваль "Нежегольская тропа"?
- Небольшой, но очень уютный, хороший и теплый фестиваль. Многие авторы, с которыми мы сегодня спорили и общались, показали неплохой уровень. Некоторых можно смело приглашать и на городскую, и даже на межрегиональную сцену. В частности, некоторым авторам я рекомендовал принять участие весной следующего года в Воронежском молодежном празднике песни и поэзии "Вега весны".
- Чем можно объяснить то, что многие из представленных на суд жюри произведения молодых исполнителей не совсем соответствовали общепринятым взглядам на авторскую песню?
- Во-первых, на то они и молодые. А во-вторых, "общепринятые взгляды на авторскую песню" у каждого поколения свои. Конечно, есть общие критерии, которые сложились за более чем 60-летнюю историю явления, и, как правило, касаются они литературности текстов. И здесь у начинающих имеется один общий недостаток - молодые авторы и исполнители часто представляют на суд зрителя материал, который не дотягивает до авторской песни. Это когда глубина мысли, переживания человеком своей жизни складываются в стихи по законам русской литературы.
В чем тут причина, трудно сказать - может быть, виновата коммерциализация эфира. Может, недостаток образования. А может быть, то, что молодежь перестала читать книги так, как их читали мы. И поэтому часто, когда у кого-то получается рифма, создается впечатление, что родились стихи. А это не всегда так.
Дать шанс...
- Что вы можете сказать о работе авторской мастерской?
- Авторская песня многогранна. Она не просто эмоциональна. Когда ты честно выходишь к зрителю, показываешь эмоции, драйв, экспрессию, чудесную игру на гитаре, великолепный вокал, и зритель принимает тебя. Но когда начинает вслушиваться в текст, очень часто улавливаешь несоответствие между яркой подачей и глубиной смысла песен. Без поэзии свою честность и искренность в авторской песне очень легко свести на танцевальные ритмы и откровенное графоманство. Чтобы этого не случилось, требуется и определенная школа, и фундамент, и жизненный опыт.
То, что происходило у нас в авторской мастерской, правильнее было бы назвать мастер-классом. Целью было, насколько это возможно, передать свой опыт конкурсантам, дать им основу для роста. И вы сами были свидетелем того, как в этом разговоре принимали участие не только конкурсанты и жюри, но и все присутствующие. А главное, мы старались не принизить чье-то творчество, но, напротив, подтянуть его до определенной планки, обозначая при этом личностные перспективы автора. К такому разговору человек, конечно же, должен быть готов. Кто-то кипятился, спорил, но все же принимал нашу позицию, продолжая общаться, а это самое главное. Ведь задача наших фестивалей - не делать из человека звезду, а дать шанс стать равным среди равных на заключительном концерте, да и на других фестивалях.
P. S. Александр Ефремов также рассказал много интересного о Воронежском фестивале "Рамонский родник", Гран-при которого в этом году завоевала белгородка Любовь Гребенюк. И пусть "Рамонский родник" - фестиваль совсем другого масштаба, принимающий, как было в этом году, более 14 000 гостей и участников (а его жюри возглавлял патриарх авторской песни Александр Городницкий). Такие фестивали, как "Нежегольская тропа", не менее значимы, они дают возможность молодежи проявить себя в честном и искреннем творчестве.