Тюрьма - система, закрытая во всех отношениях. Тем не менее, жизнь продолжается и там. Накануне 31 октября - Дня работников СИЗО и тюрем - "АиФ-Белгород" решил выяснить: соблюдаются ли у нас в области мировые стандарты при содержании подследственных? И какие изменения произошли в работе следственных изоляторов после передачи уголовно-исполнительной системы из МВД в Минюст РФ?
МЫ беседуем с заместителем начальника ФБУ ИЗ 31/1 - следственного изолятора в г. Белгороде УФСИН РФ по Белгородской области Виктором ВИНОГРАДЕНКО.
- Виктор Иванович, какова специфика работы сотрудников следственных изоляторов? Чем она отличается от работы в других учреждениях уголовно-исполнительной системы?
- Если брать учреждение в целом, то специфика в том, что в следственном изоляторе находятся и те, кто ранее отбывал наказание, и те, кто впервые подозревается в преступлении, и несовершеннолетние, и женщины, и бывшие сотрудники милиции, то есть категории довольно-таки различные. Необходимо строго соблюдать статью 33 Закона РФ "О содержании под стражей" о раздельном содержании подозреваемых и обвиняемых. Это контролируется очень серьезно. Также у нас есть отряд хозяйственного обслуживания: люди, осужденные впервые, которые отбывают наказание на территории СИЗО, занимаются обеспечением жизнедеятельности изолятора, уборкой, приготовлением пищи.
- Какова сейчас численность подследственных в СИЗО, тяжесть преступлений, в которых они подозреваются?
- Всего сейчас подследственных около 130. Я не беру подсудимых или уже осужденных, у которых приговор не вступил в силу закона. Статьи разные - тяжкие (грабежи, кражи, мошенничества, сбыт наркотиков и др.), особо тяжкие (убийства, тяжкий вред здоровью), средней тяжести. Лимит содержания у нас - 318 человек. На данный момент содержится немного меньше, так что международную норму - 4 кв. м на человека - мы выдерживаем уже более полугода.
- Что изменилось за десять лет, которые прошли с момента передачи уголовно-исполнительной системы в Минюст РФ?
- Сейчас неплохие денежные средства поступают централизованно на продукты питания, и сами продукты намного качественнее. Увеличился и контроль за нашей работой - но я считаю, это нормально. Что касается сотрудников, то и тут произошли изменения - больше денег стало поступать на то же премирование.
- А за что премируют сотрудников?
- За недопущение каких-либо чрезвычайных происшествий, массовых беспорядков, побегов, за то, что не дали пронести в СИЗО запрещенные предметы, а таких моментов хватает. Был недавно случай: адвокат пытался передать своему подзащитному сотовый телефон. На сегодняшний день адвокат наказан судом административно. Сейчас в Госдуму внесен проект, согласно которому за передачу средств сотовой связи в СИЗО была введена уголовная ответственность, так как с их помощью можно воздействовать на следствие и на суд.
Запрещены наркотики - и все равно их пытаются проносить сами подследственные и вновь прибывшие из изоляторов временного содержания, с этапов.
Что касается именно молодых сотрудников, то у нас хорошо работает институт наставничества. Помощник дежурного старший прапорщик Александр Никичкин - самый опытный наставник, у него все подопечные раньше других сдают зачеты, чтобы приступить к самостоятельной службе.
В последние годы сильно изменились отношения между сотрудниками и спецконтингентом, меньше стало конфликтов, но и трудностей хватает. Для тех, кто в камерах, те, кто за дверью, как были "менты", так и остались, хоть мы и давно в другой системе. Молодое поколение сотрудников, конечно, отличается от старшего - у старослужащих сотрудников и ответственности больше, и на больничные они практически не ходят, у них в медицинских книжках одни диспансеризации. У некоторых молодых такое отношение: пришел, отстоял 12 часов, а там хоть трава не расти. А надо отработать так, чтобы не подставить спину того, кто заступит следом.
- А бывали ли случаи конфликтов в камерах, в которых сотрудники принимали участие?
- Бывают мелкие стычки между подследственными, но они, как правило, вовремя заканчиваются, поскольку мы вовремя замечаем и реагируем. Помещение СИЗО замкнутое, и если начинается конфликт, то его всегда видно. Поэтому в первую очередь задача надзора - предотвращение конфликтов и преступлений. Выпады против сотрудников - это, как правило, словесные демонстрации либо нецензурная брань. Открытых нападений на сотрудников я за свою многолетнюю практику не знаю и не помню. Словесные угрозы "встретимся на воле" бывают часто, но это игра на публику. С сотрудниками ежедневно проводим инструктаж, чтобы не было ущемления законных прав заключенных.
- Кого из сотрудников в профессиональный праздник вы хотели бы особо отметить?
- Работа в изоляторе сложная, потому что движение очень большое: то в суды забирают, то вновь прибывших надо принимать, то на следственные действия отвозят каждый день, а все документы дежурные должны внимательно проверять: если где-то не будет написано "содержание в ИЗ 31/1", уже содержим незаконно. Каждый из сотрудников, выдерживающих такой ритм, достоин уважения.
Караулы у нас ввели в 2002 году, раньше надзор и охрана были одно и то же, но потом службы и содержание сделали, как в колониях. У нас есть старший прапорщик Вячеслав Асеев - помощник начальника караула, начинал еще до раздела, с МВД, очень ответственный, порядочный человек, его караул всегда один из самых лучших. Много и других достойных сотрудников. Есть отдел специального учета, где хранятся личные дела подследственных, куда приходят все бумаги. Его сотрудники работают и с судами, и с прокуратурой, и со следствием, контролируют сроки содержания, напоминают следственным органам, что срок содержания заканчивается, - сбоев и претензий к нашему спецотделу еще ни разу не было. Уже на протяжении нескольких лет отдел возглавляет Наталья Александровна Шиверская.
Хотелось бы сказать о зам. по тылу Николае Ивановиче Гарбузове - он у нас тоже давно работает, и его заслуга в том, что спецконтингент своевременно обеспечивается всем необходимым, что идут ремонты помещений, есть внебюджетная деятельность, пусть небольшая, но есть, а это и средства для сотрудников, и аппаратура, и канцтовары, и ремонт кабинетов. И все равно львиная доля внебюджетных средств идет на спецконтингент - около 300 тысяч только в этом году мы потратили на ремонт и оснащение камер, чтобы приблизить условия содержания к нормальным условиям жизни.
Я хочу поздравить сотрудников всех следственных изоляторов нашей области с профессиональным праздником, пожелать здоровья, успехов, терпения и еще раз терпения, всего самого наилучшего как им, так и их близким.