Примерное время чтения: 6 минут
548

Белгородский пограничник Анатолий Мальцев исполнил свой долг

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 9. АиФ-Белгород 26/02/2014

Премудрости военной службы

Майор–пограничник в отставке Анатолий Мальцев – один из немногих кавалеров ордена Красного Знамени на Белгородской земле.

Родился он в деревне Крюково Борисовского района в самой обычной многодетной крестьянской семье. Отец был учётчиком полеводческой бригады, мать работала на молочно–товарной ферме. Учился Анатолий хорошо, успевал помогать родителям по хозяйству. 50–60–е годы прошлого века были нелёгкими, однако здоровая сельская закалка очень помогла ему в будущем.

Однажды в районной газете Анатолий увидел объявление о наборе в Калининское суворовское военное училище, и по окончании восьмого класса взял да и поступил в это весьма престижное по тем временам учебное заведение.

Учёба Анатолию давалась легко, он активно занимался спортом, постоянно участвовал в соревнованиях, упорно изучал немецкий язык, сдав в конечном итоге строгий экзамен на диплом переводчика. Но попрактиковаться в немецком ему так и не удалось: в дальнейшей службе всё больше приходилось изучать на ходу восточные языки – китайский, пушту, таджикский, дари, узбекский.

Ближе к выпуску Анатолий выбрал Московское пограничное училище имени Моссовета. Привлекала романтика службы на границе. По окончании училища он, как и планировал, был направлен на Дальний Восток в Сковородинский пограничный отряд, заместителем начальника заставы.

Несмотря на сложную обстановку на границе с Китаем, население по обе стороны Амура не испытывало взаимной ненависти. Ведь многие на противоположном берегу, по сути, являлись нашими земляками, амурскими казаками, ушедшими в Китай во время Гражданской войны.

Анатолий Николаевич умел налаживать контакты с местным населением. Через некоторое время он стал уже начальником заставы в селе Черняево. Особенно повысился авторитет офицера, когда ему удалось задержать двух особо опасных преступников. Уголовники напали на участкового милиционера, убили его и, завладев пистолетом, решили сбежать в Китай. Застава была поднята по тревоге, пограничники блокировали преступников. Анатолий Мальцев был награждён за это специальным знаком МВД.

В Афган попал буднично…

В Афганистан Анатолий Николаевич попал буднично. В 1983 году ему позвонил начальник отряда. Поинтересовавшись обстановкой на границе, прозрачно намекнул, не желает ли он сменить место службы и климат? Анатолий Николаевич всё сразу понял. Можно было, конечно найти причину, чтобы перенести боевую командировку на более поздний срок; дочке, к примеру, исполнилось только 9 месяцев… Но долг есть долг.

В формируемой мотоманевренной группе, равноценной по боевому потенциалу мотострелковому батальону, его назначили на должность заместителя начальника штаба. Подразделение формировалось из лучших пограничников Дальневосточного пограничного округа, ему предстояло прикрывать границу на сопредельном участке Пянджского пограничного отряда.

«Пояс безопасности»

Пограничники, как известно, выполняли в Афганистане особые задачи. Они несли службу вдоль границы с СССР глубиной до нескольких десятков километров афганской территории, создавая свое­образный «пояс безопасности». Задача была проста и конкретна: не допустить выхода к рубежам Советского Союза бандформирований противника. А моджахеды очень хотели пробиться к границе, и не столько, чтобы обстреливать советскую территорию, сколько чтобы навести контакты с уже тогда поднимавшим голову в среднеазиатских республиках экстремистским подпольем.

– Мы постоянно участвовали в боестолкновениях, засадах, налётах, зачищали оппозиционные кишлаки, совершали рейды, – вспоминает Анатолий Мальцев. – Базировались в районе кишалков Кахча, Дашти–Кала и Хаджигар. Забот было выше крыши, тем более сама моя должность подразумевала дипломатичность, умение выстраивать контакты с местным населением и с подразделениями Афганской армии. Боевые операции проводились во взаимодействии с Царандоем – афганской милицией.

В афганской политике надо было рассчитывать перспективу лет на 60. Должно было смениться 2–3 поколения, прежде чем общество смогло бы обновиться и обрести цивилизованный вид. А в той ситуации майору Мальцеву оставалось только действовать по обстановке. Главным оружием он считал не автоматы, пулемёты и миномёты, а муку, рис, масло, медицинскую помощь, которые у голодающих афганцев котировались по особой цене.

Мармольское ущелье

Мармольское ущелье представляет собой очень узкий проход в горном хребте. По обеим сторонам ущелья в отвесных скалах на различной высоте были вырублены пещеры, превращённые моджахедами в долговременные огневые точки и одновременно служившие им укрытиями. Единственным способом войти в ущелье оставалось только мощное огневое поражение с фронта, с одновременными активными действиями высаженных за горным хребтом десантных групп. Боевые действия здесь шли постоянно все 10 лет советского присутствия в Афганистане.

В 1984 году моджахеды полевого командира Забибулло основательно подготовились здесь к встрече с «шурави». В этой масштабной операции пришлось участвовать Анатолию Мальцеву незадолго до его возвращения в Союз. К этому времени он уже обрёл хороший боевой опыт. Ему было поручено возглавить боевую группу, высадиться в тылу моджахедов с задачей отбить у духов гору Андочиуль. Более месяца маленький гарнизон в 50 человек майора Мальцева держал круговую оборону в ключевой точке проведения операции. Пограничники здесь застряли как кость в горле у духов. Они пресекали всякое движение моджахедов и попытки нападения их на наши колонны в зоне своей ответственности. Всё это время пограничники провели в окопах, не раздеваясь и не снимая амуниции. Операцию майор Мальцев провёл без потерь личного состава и был награждён орденом Красного Знамени.

Возвращение в Союз

Далее ждало возвращение в Союз, служба в Биробиджанском пограничном отряде. В начале 90–х стали сказываться контузии, здоровье начало подводить. Анатолий Мальцев решил завершить службу и вместе с семьёй – его жена Татьяна тоже родом из Белгорода – вернуться на родину. Сейчас у Анатолия Николаевича неважно со здоровьем, у него нет возможности ходить на встречи ветеранской организации. Но наш ветеран–орденоносец не остаётся без внимания своих боевых друзей, хотя участие и шефская помощь ему тоже не помешали бы. Вспоминать о тех, кто безупречно выполнял свой воинский долг, защищал нашу Родину на её дальних рубежах, надо не 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах