Татьяна Черных, АиФ-Белгород: – Лилия Ивановна, сегодня, наверное, единственный государственный орган, где люди всегда могут бесплатно найти защиту – это прокуратура. Сколько жалоб поступило в этом году, на что жалуются люди?
Самое большое количество жалоб к нам поступает по вопросам исполнения федерального законодательства, они составляют 54% всех обращений. И наибольшее количество таких жалоб удовлетворяется. Больше всего люди жалуются на нарушение трудового законодательства и, к сожалению, такие жалобы по большей части обоснованны, что говорит о том, что работодатели действительно нарушают закон. Прокуратура в таких случаях реагирует достаточно жёстко, чтобы у работодателей впредь даже не возникало мысли нарушать Трудовой кодекс РФ.
– Какие конкретно это нарушения?
– В основном это невыплата или задержка заработной платы, незаконные увольнения или сокращения штатов, невыплата социальных пособий беременным женщинам. Это направление работы – приоритет для прокуратуры, такие жалобы находятся на особом контроле, так что при нарушении Трудового кодекса РФ человек может обратиться к нам и знать, что его интересы будут защищены.
Всего в сфере трудовых прав граждан за 2014 год выявлено около 8 тысяч нарушений, как со стороны работодателей, так и контролирующих органов. Принятыми мерами, в том числе прокурорского реагирования, в 2014 году погашена задолженность по заработной плате на сумму свыше 77 миллионов рублей.
Надзор за полицией
– На какие ещё нарушения закона жалуются белгородцы?
– Второе место – около 40% – занимают жалобы, касающиеся надзора за уголовно–процессуальной деятельностью. Это жалобы на действия правоохранительных органов при расследовании уголовных дел и на действия и решения при принятии сообщений о преступлениях. Много жалоб на принятые полицией постановления об отказе в возбуждении уголовных дел. К сожалению, полиция не всегда успевает должным образом провести проверку по сообщению о преступлении.
–То есть прокуратура заставляет и полицию работать лучше?
– Да, мы надзираем за тем, чтобы весь комплекс проверочных мероприятий был проведён, чтобы люди знали, что для расследования преступления было сделано всё возможное.
Надо отметить, что на протяжении примерно трёх последних лет как само количество обращений в прокуратуру, так и соотношение по отраслям прокурорского надзора остаётся неизменным: примерно 60% – «общий надзор», и 40% – следствие и дознание.
Коммунальщики под контролем
– Нарушения в сфере ЖХК – один из наиболее болезненных вопросов. Что делается в этом направлении?
– Надо сказать, в Российской Федерации действует достаточно много контролирующих органов. Поэтому первичные жалобы, согласно закону, мы направляем в соответствующие контролирующие органы, а прокуратура, как правило, рассматривает жалобы уже на их решения.
Всего в жилищно–коммунальной сфере региона органами прокуратуры выявлено 1 961 нарушение закона. Прокурорами внесено 309 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено 160 лиц. Принесено 53 протеста на правовые акты, регламентирующие правоотношения в сфере ЖКХ. В суды направлено 113 исковых заявлений.
– Очень часто наши читатели жалуются на вопросы, касающиеся капитального ремонта многоквартирных домов и нарушений в сфере ЖКХ. Вот сейчас уже ведутся работы по капремонту, и часто их вообще не согласовывают с собственниками помещений. Насколько это законно?
– Согласно Жилищному кодексу РФ, управляющая компания должна в обязательном порядке знакомить собственников с фактическими действиями по исполнению договора об управлении многоквартирным домом, и размещать эти сведения на своём официальном сайте. Информацию о поступлении взносов на капремонт и периодах его проведения должен публиковать областной фонд содействия реформированию ЖКХ, который является региональным оператором.
Закон о создании системы финансирования капремонта новый, практика его правоприменения пока невелика. Хочу посоветовать гражданам занимать более активную гражданскую позицию, самим брать под общественный контроль коммунальную сферу, контролировать деятельность управляющих компаний и ТСЖ. Изменить ситуацию могут только совместные усилия граждан и государства. Однако, если есть факты хищений, обращаться с жалобами можно не только к нам, но и в полицию, в отделы по борьбе с экономическими преступлениями, с заявлениями о привлечении к уголовной ответственности виновных лиц. Надо чаще использовать и возможность обращений в суды. И здесь обязательно должна быть инициатива жильцов многоквартирного дома – в суд, допустим, с жалобой на действия управляющей компании могут обратиться только сами собственники жилых помещений. Прокуратура ограничена ст. 45 ГПК РФ – мы можем представлять в суде только интересы тех лиц, которые сами обратиться в суд не могут в силу состояния здоровья, возраста, других уважительных причин.
Чтоб чиновник не дремал
– Не менее острый вопрос – надзор за порядком рассмотрения обращений граждан чиновниками. Часто люди ждут ответа гораздо дольше положенного по закону об обращениях граждан 30–дневного срока, часто чиновники просто бездействуют – к чему их может понудить прокуратура?
– Мы боремся с этими нарушениями достаточно эффективно, ведь если контролирующие органы и администрации муниципальных образований не будут отвечать на обращения граждан, люди все пойдут к нам. Проверки проводятся не только по заявлениям граждан, но и в плановом порядке. Чаще всего такие нарушения случаются в администрациях сельских поселений. Но в общем количество выявленных нарушений такого рода снизилось: в прошлом году их было 186, сейчас 139, – а значит, чиновники делают выводы.
– Каков порядок обращения в прокуратуру?
– В соответствии с законом, у нас ведётся приём граждан дежурными прокурорами в течение всего рабочего дня и в выходные дни. Однако непосредственный надзор осуществляют прокуроры на местах, так что рекомендую обращаться в районные или городские прокуратуры. Прокурор области принимает по понедельникам, его заместители также принимают не реже одного раза в неделю. В текущем году на личном приёме работниками органов прокуратуры принято 5 431 человек, в том числе прокурорами городов и районов – более 2 тыс. человек.
Обращения граждан принимаются в устном или письменном виде, они могут поступить любым видом связи – письмом, факсом, через интернет–приёмную или электронную почту прокуратуры.