В этом году отмечается 60-летие образования Белгородской области и 60-летие с момента подписания приказа Генерального прокурора СССР об организации прокуратуры Белгородской области. О том, какие задачи сегодня стоят перед прокуратурой, мы беседуем с заместителем прокурора области, советником юстиции Павлом Данченко.
Законы и полномочия
– Павел Валерьевич, как, на ваш взгляд, прокуратура менялась с годами?
– Я не могу сравнивать советскую прокуратуру с российской, поскольку сам начал работать уже в постсоветское время – но по рассказам коллег могу судить, что существенная разница заключается в законодательстве – сейчас новая Конституция, новые законы. Изменился сам принцип работы прокуроров – у нас сейчас нет ни одного человека, кто бы не работал с электронными носителями, нам очень сильно облегчили жизнь правовые базы и Интернет-системы. Раньше было намного сложнее искать законы, было понятие кодификации и систематизации законодательства, огромные сборники, где нужно было непосредственно искать тот или иной закон. Сейчас с этим гораздо проще. Но и законов было меньше, не было таких, как сейчас, достаточно узких законов по правовому регулированию – была советская власть, которая защищала социалистическую собственность. И все законодательство было направлено в большей степени не на защиту прав и интересов граждан, как сейчас, а на защиту социалистического государства. Конечно, и права граждан защищалась, но государственные интересы были важнее.
В настоящее время всё по-другому, приоритет – на защите интересов человека и гражданина вне зависимости от его гражданства. Действующая конституция ввела эти понятия, и это основной закон для нас, россиян. Очень долго в научных кругах была дискуссия – действует ли напрямую конституция и предусмотрена ли ответственность за ее нарушение, и в конечном счете пришли к выводу, и Конституционный суд высказался за то, что конституция имеет прямое действие. И это мы видим в решениях судов - суды ссылаются на Конституцию. Сейчас тем более применяют практику Европейского суда по правам человека – это тоже гарант реализации конституционных норм защиты международного права, ратифицированных Российской Федерацией.
Защита малого предпринимательства
– Сегодня в России в защите прав граждан прокурор может сделать больше, чем в советское время?
– Полномочия меняются динамично – раньше, например, было следствие в прокуратуре, теперь, с 2011 года образован Следственный комитет РФ, который занимается расследованием всех дел, которые прежде входили в компетенцию прокуратуры. Кстати, не все граждане это знают, и много заявлений к нам приходит с просьбой возбудить уголовное дело, расследовать и т.д. – мы направляем эти обращения в следственные органы.
В 2008 году федеральный закон наделил прокурора полномочиями по составлению сводного плана проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей контролирующими органами. Генеральная прокуратура РФ на основании предложений прокуроров субъектов формирует этот план, размешают его на сайте, и у нас на сайте Белгородской областной прокуратуры он также размещен, и любой предприниматель может с ним ознакомиться, посмотреть, когда и кто к нему придет и с какими проверками. Мы стоим барьером к незаконным проверкам предпринимателей. С каждым годом количество проверок со стороны контролирующих органов становится меньше – например, при подготовке сводного плана на 2014 год прокуратурой было исключено порядка 500 проверок, которые ввиду нашего запрета не были включены в сводный план – это около 5% от общего числа проверок.
Также законом предусмотрено согласование внеплановых проверок, которые проводятся органами контроля: каждая выездная внеплановая проверка должна быть согласована с органами прокуратуры, должны быть серьезные основания для такой проверки, такие как угроза жизни и здоровью, наступление последствий, связанных с угрозой жизни и здоровью, телесные повреждения, нарушения экологических норм и т.д. И мы в течение суток после поступления заявления контролирующего органа обязаны согласовать либо отказать в согласовании с мотивировкой о причинах отказа. К примеру, за прошлый год в областную прокуратуру поступило 244 заявления о внеплановых выездных проверках, и отказано в проведении в 162 случаях, из них 89 - в отношении субъектов малого и среднего бизнеса. Такие мощные и важные полномочия возложены государством на прокуроров, и практика уже показывает, что не зря: малый и средний бизнес – это же развитие экономики страны.
С 2008 года законом были исключены внепроцессуальные полномочия у сотрудников органов следствия и дознания. То есть раньше работники оперативных экономических служб могли выйти на предприятие, изъять документы, иногда без всякого основания. И это могло парализовать работу предприятия. Теперь же органы внутренних дел, за исключением органов ГИБДД и лицензионно-разрешительной системы по выдаче оружия, могут выходить с проверками лишь по зарегистрированным сообщениям о преступлениях и правонарушениях.
– А если они все-таки приходят проверять - в этом случае можно обращаться в прокуратуру?
– Не можно, а нужно, поскольку это достаточно латентные нарушения, нам их сложно выявить обычными методами. Поэтому граждане, и особенно предприниматели, могут напрямую обращаться и в районные прокуратуры, и в областную. Можно также написать обращение на сайте – только нужно иметь в виду, что на анонимные обращения по закону ответ не дается, так что необходимо указывать контактные данные, поскольку мы в любом случае будем выяснять, были ли предприняты конкретно в отношении какого-либо юридического лица незаконные действия.
В управлении Генеральной прокуратуры РФ создана и действует рабочая группа по защите интересов субъектов предпринимательской деятельности, я лично являюсь членом этой рабочей группы, в ней есть представители каждого региона ЦФО. И такие же проблемы мы рассматриваем на уровне прокуратуры области в межведомственной рабочей группе, приглашаем представителей бизнеса, органов власти, контролирующих органов, деятельность ее открыта, работа ведется достаточно большая.
Надзор за соблюдением законодательства
– Еще одно из важнейших направлений вашей деятельности - надзор за исполнением федерального законодательства и соблюдением Конституции РФ. Что делается в регионе в этом направлении?
– Исполнение федерального законодательства – это практически все сферы нашей жизни, начиная с исполнения трудового законодательства, пенсионного, социального, природоохранного, водного, а также бюджет, госзакупки и многое другое. В целом выявляется очень много нарушений, например, за 2013 год было выявлено больше 60,5 тысяч нарушений федерального законодательства, внесено 5 235 представления, к административной ответственности по инициативе прокуроров привлечено 1540 лиц, а к дисциплинарной ответственности по требованию прокуроров привлечено 4 280 человек. Возбуждено по инициативе прокуроров 126 уголовных дел по самым разным статьям. Количество выявленных нарушений и принятых мер реагирования больше, чем в 2012 году, и эта тенденция сохраняется уже на протяжении нескольких лет.
Кстати, за гражданами мы надзор не осуществляем. Когда, например, нам жалуется сосед на соседа, прокурор ему разъясняет, что по закону для этого есть другие органы: если в сфере земельных отношений – это органы земельного контроля, если жилищные вопросы – это жилищные инспекции. Но вот в случае бездействия этих органов мы можем на них воздействовать либо дать оценку их действиям и принять при необходимости меры реагирования. Например, мы внесли немало представлений в отношении различных органов власти, которые не рассматривали в установленный законом срок обращения граждан или не применяли весь комплекс мер реагирования.
– Самый сложный на настоящий момент и наболевший вопрос – закон о капитальном ремонте. Насколько в этом случае местное законодательство соответствует федеральному?
– Требование об уплате взносов на капитальный ремонт – это требование федерального законодательства, требование Жилищного кодекса РФ. Другой вопрос – это реализация федеральных норм. Потому что многие вопросы законодатель отдал на откуп субъектам и позволил субъектам устанавливать условия, размер взносов, и при установлении размера взносов в прошлом году в нашем регионе мы проводили проверку, увидели нарушения, внесли представление в администрацию области. Была абсолютно адекватная реакция, - действительно, неправомерно было установлено обязательство уплаты этих взносов с октября 2013 года, потому что программа по капитальному ремонту начинала свое действие с 1 января 2014 года – как можно финансировать то, что еще не начало действовать? И федеральный законодатель нигде не предусмотрел права устанавливать размер этой платы заранее. В настоящее время мы изучаем и дадим оценку независимому экспертному заключению общественного движения жилищного союза граждан – оно поступило в прокуратуру, и если мы увидим нарушения в законодательстве, конечно, будем реагировать. Сейчас два иска граждан находятся в областном суде, где граждане, помимо закона о создании фонда капремонта, оспаривают непосредственно саму программа капитального ремонта. Но то, что взносы надо платить – это федеральный закон, от этого уже никуда не уйти.
Помощь конкретным людям
– Сейчас такое время, что люди могут отстоять свои права только в прокуратуре и в суде. Может, вы приведете какие-то наиболее яркие случаи, когда прокуратура помогла конкретным людям?
– В 2013 году по инициативе прокуроров 8 участников Великой Отечественной войны, которым было отказано местными администрациями в постановке на жилищный учёт на улучшение жилищных условий, были восстановлены в своих правах. Было предъявлено 11 исковых заявлений в интересах детей-сирот, которым органы местного самоуправления отказали в постановке на жилищный учет, из них 6 было рассмотрено, приняты положительные решения, права детей восстановлены, остальные находятся в стадии рассмотрения. По представлению Губкинского прокурора возобновлена выплата пенсии инвалиду. Прокуратурой области и прокуратурой города Белгорода был внесено представление в интересах белгородца, которому было отказано в выдаче удостоверения «Ветеран труда» – после нашего вмешательства ветеран его получил. По требованию прокурора Ровеньского района малоимущему гражданину было выплачено единовременное материальное пособие. В интересах несовершеннолетних направлено почти 500 заявлений, которые также рассмотрены и удовлетворены – о взыскании неустойки в выплате алиментов, о понуждении к внесению изменений в уставы образовательных учреждений и многие другие. При выдаче материнского капитала, например, зачастую родители не выполняют предусмотренную законом обязанность об оформлении в собственность ребенка доли приобретаемого недвижимого имущества, - были и такие исковые заявления со стороны прокуроров, они удовлетворены и исполнены. По искам прокуроров устранялись нарушения санитарного законодательства в образовательных учреждениях, устанавливались дополнительны источники питания в котельных школ и детских садов, чтобы в них было тепло.
Было также много исков и вообще принятых мер о защите детей от негативной информации. В 2012 году проводились прокурорские проверки Валуйским прокурором, Старооскольским городским прокурором и другими прокурорами, были выявлены факты размещения на сайтах образовательных учреждений рекламной продукции, несовместимой с целями образования. Зачастую сайты школ размещаются на бесплатных хостингах, где может разместить рекламу кто угодно, и в результате подобная информация становится доступной для школьников. В 2012 году было выявлено более 80 таких нарушений, вносились 27 исковых заявления в суды, которые были рассмотрены и удовлетворены. В 2013 году мы эту работу продолжили, выявили 524 нарушения закона, направили 21 исковое заявление, 144 представления об устранении нарушений закона. Работа проводится очень большая и очень важная, потому что дети воспринимают буквально любую информацию.
–Что бы вы пожелали своим коллегам, работникам прокуратуры, в связи со знаменательной датой?
– Хотелось бы от души поздравить всех коллег, единомышленников. Мы свято чтим традиции, наработанные нашими ветеранами. Хотелось бы пожелать коллегам терпения, стойкости, упорства, а также здоровья и семейного благополучия. Обязательно хочу пожелать успехов в реализации всех планов, достижения результатов, которых ждет от нас руководство прокуратуры. Прокурорская работа универсальна, мы многое можем и умеем, мы будем и впредь делать свою работу грамотно, уходить от эмоций и говорить на языке закона, чтобы реально помогать людям и защищать интересы государства.
ДОСЬЕ
Павел Данченко родился в 1970 году в Омске. Закончил Уральскую государственной юридической академию в Екатеринбурге по специальности «правоведение». С 2001 года – следователь прокуратуры Омска, с 2004 года – межрайонный прокурор в Омской области, с 2007 года – первый заместитель Омского городского прокурора, с 2009 года – начальник управления прокуратуры Омской области. С 2011 г. по настоящее время – заместитель прокурора Белгородской области.
Подробности в еженедельнике «Аргументы и Факты».