Три месяца прошло с начала работы регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (ТКО) в Липецкой области. А значит, можно подводить предварительные итоги. Сделать это мы попросили генерального директора АО «ЭкоПром-Липецк» Гамлета Аракеляна.
Время перемен
— Гамлет Артюшаевич, ваша компания работает в статусе регоператора уже три месяца. Что за это время удалось сделать?
— Срок невелик, чтобы говорить о каких-то глобальных преобразованиях, но достаточен для понимания верности принимаемых решений и выбора пути, по которому мы идём. Итак, что уже сделано. В течение первых месяцев на всей территории обслуживания — в Липецке, Липецком, Задонском и Хлевенском районах — мы организовали и отладили деятельность по сбору и транспортировке ТКО. Провели большую работу по заключению договоров с организациями и частными лицами. Сейчас мы ежемесячно выставляем порядка 300 тыс. лицевых счетов. Для удобства клиентов открыли дополнительные офисы в Хлевном, Задонске и Липецке. В постоянном режиме работает система обратной связи с жителями. Каждое поступающее обращение мы рассматриваем и затем вносим корректировки в работу.
— С какими жалобами к вам обращаются люди?
— Один из наиболее острых вопросов — состояние контейнерных площадок. Но здесь сразу нужно уточнить, что регоператор отвечает за «жизненный путь» мусора с момента его погрузки из контейнеров в мусоровоз. А содержание контейнерных площадок, установка мусорных баков — ответственность управляющей компании. К сожалению, не все организации готовы к взаимодействию. Но мы стараемся наладить с ними сотрудничество, так как считаем, что только совместная работа приведёт к желаемому результату.
Кроме того, наша компания разработала проект реконструкции контейнерных площадок. В настоящий момент он находится на рассмотрении в администрации города. Но мы, не дожидаясь по нему решения, уже начали за свой счёт устанавливать новые контейнеры, хотя их замена не входит в наши обязанности, а расходы на их приобретение не включены в тариф. Тем не менее, понимая, насколько это важно, мы затратили на эти цели более 9 млн руб. Закупили и установили порядка 750 евроконтейнеров и 76 бункеров. Хочется, чтобы и население относилось к ним бережно. К сожалению, нередки случаи поджогов и воровства контейнеров. Всё это очень осложняет работу.
Трудности перехода
— С какими ещё трудностями приходится сталкиваться?
— Не все площадки оборудованы специальными отсеками для сбора крупногабаритных отходов. Поэтому жители складируют старую мебель, сантехнику и прочий мусор рядом с площадкой, создавая тем самым стихийную свалку. Также в некоторых домах активно идёт капитальный ремонт, и многие подрядчики, не желая тратиться на вывоз строительных отходов, оставляют их прямо на площадке. Остро стоит вопрос с накоплением крупногабаритного мусора на границах частного сектора и многоквартирных домов. Поэтому наша компания приняла решение запустить пилотный проект и за собственные средства начала устанавливать для сбора крупногабаритных отходов бункеры объёмом восемь кубометров. Район Свободного Сокола стал первой такой площадкой. Сейчас проблема с крупногабаритными отходами там полностью решена.
Но есть и другая проблема. Часто мы сталкиваемся с тем, что автомобилисты паркуют личный транспорт возле контейнерных площадок. В результате спецтехника не может к ним подъехать и забрать мусор, нарушается график вывоза отходов. Жители жалуются, но мы не можем ничего сделать: у нас нет права ни штрафовать водителей, ни эвакуировать их машины, приходится надеяться лишь на сознательность людей. Мы убедительно просим липчан не оставлять автомобили рядом с площадкой во время работы спецтехники с восьми утра до восьми вечера.
— А как часто вы вывозите мусор?
— Твёрдые коммунальные отходы — ежедневно, крупногабаритные — не реже двух раз в неделю, а в некоторых местах и чаще. Для соблюдения графика мы значительно расширили парк спецтехники. С начала года потратили более 104 млн руб. на покупку 21 единицы спецтехники. И в дальнейшем будем эту работу продолжать.
— Насколько успешно удаётся продвигать идею раздельного сбора?
— На прошлой неделе мы установили 100 контейнеров для пластика. В будущем надеемся каждую площадку оборудовать ёмкостями для раздельного сбора. Надо сказать, что жители охотно откликаются на эту идею и даже сами просят, чтобы в их дворах поставили контейнеры для вторсырья. Одновременно мы прорабатываем программу взаимодействия с учебными заведениями, планируем проводить экоуроки и экологические викторины в школах, чтобы прививать культуру раздельного сбора подрастающему поколению.
Пути отходов
— Бич многих городов — стихийные свалки. Как вы с ними боретесь?
— Механизм следующий: как только нам поступает сигнал о незаконном складировании отходов, собирается специальная комиссия, которая выезжает на место, фиксирует наличие свалки. Затем мы направляем информацию собственнику земли, который в течение месяца должен её убрать. Если он это не делает, то мы ликвидируем свалку сами, а потом выставляем собственнику счёт.
— Куда поступает весь собираемый мусор?
— Первым делом — на завод по переработке отходов. Стоит отметить, что количество ТКО, поступивших на сортировку, за три месяца значительно возросло — на 10 000 тонн. Мы объясняем это тем, что до начала реформы некоторые организации, которые вывозили отходы, подходили недобросовестно к своей работе и, чтобы сэкономить средства, часть отходов, минуя завод по переработке, направляли в ближайшие овраги и посадки. Сейчас все коммунальные отходы направляются на обработку и сортировку. Таким образом, мы уже видим положительный экологический эффект.
Ну а дальше всё, что пригодно для дальнейшего использования, перерабатывается. Остальные отходы обезвреживаются, брикетируются — из них убирается вредный фильтрат, а затем отправляются на полигон. Благодаря такой технологии нам удалось продлить срок службы полигона на несколько лет и значительно снизить экологическую нагрузку на окружающую среду.
— Куда жители могут сообщить о проблемах, связанных с отходами?
— Как я уже говорил, мы открыли в Липецке дополнительный офис в районе Центрального рынка по ул. Ульяны Громовой, 6. Такие же офисы есть в Задонске (ул. Советская, 15) и Хлевном (ул. Ленинская, 8а). Кроме того, у нас работает телефон горячей линии — 56-90-50 (доб. 207). Можно задать вопрос с помощью обратной связи на нашем сайте ecolipetsk.ru. Ни одно обращение не останется без ответа.