219

По законам чистоты. Как в Липецкой области решают проблему с отходами?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 21. АиФ-Липецк 22/05/2019
В отличие от своих предшественников новые мусоровозы работают тише и быстрее.
В отличие от своих предшественников новые мусоровозы работают тише и быстрее. ЭкоПром-Липецк

К счастью, в Липецкой области есть компания, которая взяла на себя все эти функции. Уже 15 лет АО «ЭкоПром-Липецк» решает санитарные и экологические проблемы региона. За это время она собрала, обработала и отсортировала свыше 2 млн тонн отходов.

Первопроходцы

О проблеме мусора в последнее время говорят много, и возникла она не на пустом месте. Долгие годы отходы в России просто свозили на полигоны, где их утрамбовывали и присыпали землёй. Понятно, что назвать такое обращение с мусором цивилизованным было нельзя даже с натяжкой.

Но в Липецкой области многое изменилось с приходом АО «ЭкоПром-Липецк». Компания в 2005 году запустила один из первых в Центральной России заводов по сортировке и брикетированию ТКО. Это был настоящий прорыв. С тех пор все отходы стали специально обрабатывать и сортировать, а всё, что не пригодно для повторного использования, брикетировать и в спрессованном виде размещать на полигоне.

«Такая технология позволила, во-первых, существенно сэкономить земельные ресурсы полигона за счёт того, что прессование уменьшает объём отходов в 6-7 раз. Во-вторых, не допустить попадания в грунтовые воды наиболее вредной фракции – жидкого фильтрата, который неизбежно бы скапливался в основании полигона», – объясняет генеральный директор предприятия Гамлет Аракелян.

Плюс этой технологии ещё и в том, что полезное сырьё извлекается в процессе сортировки и направляется на повторную переработку. Результат – снизилась нагрузка на окружающую среду. А летом 2011 года компания запустила собственную линию по переработке полимерных отходов. Из старых полиэтиленовых пакетов и пленки стали изготавливать гранулы, из которых затем производят трубы, плёнку и другие полезные вещи.

Оставалось только открыть собственное производство из вторсырья, что «ЭкоПром-Липецк» и сделал в недалёком 2013 г., тем самым замкнув цикл движения отходов. Сейчас на предприятии отсортированное полимерное сырьё превращается в пакеты и стрейч-плёнку.

Дошли до каждого

В это время в мусорной отрасли уже зрели ростки будущих перемен. Проросли они в 2018 г. в так называемую «мусорную реформу», которая призвана была сделать подход к обращению с ТКО более эффективным и прозрачным. Область поделили на зоны, за каждой закрепили своего регионального оператора, который должен будет отвечать за весь цикл «жизни» отходов: от контейнера до полигона. Одним из таких операторов стал «ЭкоПром-Липецк». Он работает в самой большой зоне – Центральная, в неё вошли г. Липецк, а также Задонский, Липецкий и Хлевенский районы.

«Сегодня мы обслуживаем 196 населённых пунктов, причём сюда входят как крупные города, такие, как Липецк, так и небольшие сёла, в некоторых, например, проживает всего восемь-десять человек, – говорит Гамлет Артюшаевич. – Но всё равно туда приезжает мусоровоз и по графику вывозит коммунальные отходы».

В этом и состоит одна из главных целей реформы – добиться того, чтобы каждый житель был на 100% охвачен услугой по вывозу отходов.

За всё время на заводе отсортировали и обработали 2 миллиона тонн отходов.

За всё время на заводе отсортировали и обработали 2 миллиона тонн отходов. Фото: ЭкоПром-Липецк

Конечно, многим это было незнакомо и непривычно. Приходилось объяснять людям, что это «новая» коммунальная услуга, которая перекочевала из разряда жилищных.

«Мы старались быть максимально открытыми и всеми доступными способами информировать жителей о новом формате работы, – поясняет Гамлет Аракелян. – Также для удобства наших клиентов мы открыли филиалы в Задонске и Хлевном, операционный центр по работе с физическими лицами – в Липецке».

Параллельно налаживали взаимодействие с управляющими компаниями. Самым главным было наладить совместную работу: регоператор отвечает за вывоз отходов, а управляющие компании – за содержание контейнерных площадок. Конечно, их состояние нередко вызывает у жителей недовольство, но надо понимать, что обслуживание контейнерных площадок не входит в обязанности «ЭкоПром-Липецк», а расходы на покупку новых ёмкостей для мусора не заложены в тариф. Тем не менее оператор идёт людям навстречу – только в прошлом году он поменял за свой счёт 1200 контейнеров, а это составляет порядка 30% от общего количества контейнеров жилфонда.

За что платим?

Апрель и май – сложные месяцы для регоператоров, количество отходов в это время вырастает в разы. Люди освобождают чердаки, подвалы от старой мебели и прочего хлама. Обычно «ЭкоПром-Липецк» вывозит крупногабаритные отходы два раза в неделю, но весной этого бывает недостаточно. Особенно остро стоял вопрос накопления КГО на площадках, граничащих с частным сектором. В прошлом году на таких площадках регоператор специального для КГО установил вместительные восьмикубовые бункеры (всего их установлено в городе 123). Отчасти это помогло решить проблему.

«Для эффективной утилизации крупногабаритных отходов мы приобрели дробильное оборудование, которое измельчает КГО, и уже в измельчённом виде они направляются на ближайший полигон в с. Хлевное, – рассказывает гендиректор. – Мы пошли на этот шаг, так как полигон в с. Стебаево с 1 января 2019 г. перестал принимать КГО, а транспортировка крупногабаритных отходов на более отдалённый полигон могла повлечь за собой повышение тарифа. Но нам удалось этого избежать, сократив объём отходов за счёт дробления, тем самым сохранив плату для жителей на прежнем уровне».

Кстати, что касается платы, сразу расставим все точки над «i». Тарифы на вывоз мусора утвердило Управление энергетики и тарифов, а нормативы накопления ТКО – Управление ЖКХ. Таким образом, плата регулируется областной администрацией. Население платит рег­оператору за то, что ежедневно, независимо от того, будни это или праздники, в рейс выходит свыше 120 единиц техники, чтобы обеспечить полный цикл движения отходов. Проще говоря, собрать весь мусор, вывезти его или на специализированный полигон, или на завод, где он в обязательном порядке сортируется, обрабатывается, брикетируется и только после этого безопасно утилизируется. Завод работает без остановок – 365 дней в году, ежедневно принимая около 500 тонн отходов.

Мусор – врозь

В ноябре прошлого года «ЭкоПром-Липецк» запустил проект по раздельному сбору отходов. В городе уже установлено 200 контейнеров для пластика (они жёлтого цвета с надписью «ЭкоПром-Липецк»). До конца года их количество увеличится до 700. Следующую партию – 100 штук – ждут в Липецке в июне.

«Приятно отметить, что многие липчане понимают важность и необходимость разделения отходов. Нам поступают заявки от жителей на установку контейнеров, и мы идём им навстречу», – поясняет Гамлет Артюшаевич.

Хотя у липчан ещё остаются некоторые сомнения. Например, высказываются мнения, что отсортированный мусор потом забирают вместе с ТКО. Но стоило компании тратить на инфраструктуру для раздельного сбора семь миллионов рублей, закупать отдельный мусоровоз, договариваться с крупнейшим переработчиком вторсырья в России – Тверским заводом вторичных полимеров, чтобы весь отобранный пластик снова смешивать с пищевыми отходами и пытаться извлечь вручную? Это просто лишено смысла и экономически невыгодно.

Ещё одно расхожее мнение – будто регоператор получает дополнительную прибыль за счёт того, что жители сортируют отходы. Но, во-первых, из тарифа вычитается реализация вторичного сырья – жители за это точно не платят. А во-вторых, участие в проекте добровольное.

Компания просто поддерживает экологические инициативы липчан. Например, по просьбе учащихся она установила урны для сбора пластика и бумаги в учебных заведениях. А недавно регоператор принял участие в субботниках, всего вывезено около 60 куб. м отходов. Не осталась в стороне и от такого наболевшего вопроса, как утилизация шин, согласившись предоставить свой транспорт, чтобы вывезти 8 тонн старых автопокрышек на завод по переработке.

«За всё время работы мы инвестировали в развитие отрасли порядка 750 миллионов рублей. В будущем мы рассчитываем провести модернизацию завода и установить автоматизированную сортировочную линию, которая позволит увеличить процент отбираемого сырья. Будем расширять и обновлять парк спецтехники, увеличивать количество контейнеров для раздельного сбора, взаимодействовать с населением в вопросах повышения экологической грамотности, особенно среди подрастающего поколения. Ведь от него зависит будущее нашей планеты».

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах