Кто должен?
Оказывается, в домах, где газовое оборудование эксплуатируют свыше 20 лет (или иного срока, если это предусмотрено техдокументацией), должны проводить диагностику раз в пять лет. И закон этот не новый. Правда, исполнять его повсеместно начали лишь после череды взрывов газа, прокатившихся по стране в конце 2016 года.
Жилинспекторы обязали управляющие компании обследовать многоэтажки. Те наняли специалистов. Только вот оплачивать услугу из собственных средств не захотели — возложили эту «почётную обязанность» на жильцов.
«О диагностике нас не преду-преждали, нашего согласия не спрашивали, и вообще не известно, проводили её на самом деле или нет, — рассказывает пенсионерка Наталья Акиньшина. — Но зато прислали платёжку с суммой в 1250 руб. вместо 700».
Можно сказать, Наталье Валерьевне ещё «повезло». Ей выставили счёт на 550 руб. У многих начисления оказались гораздо выше.
«Я достала платёжку из ящика и обомлела, — делится липчанка Илона Попова, — там стояла сумма 1050 руб.! За что? За то, что кто-то пришёл, посмотрел на трубу в подъезде и ушёл?»
Уточним, что за техническое обслуживание газового оборудования в квартирах жильцы платят отдельно. Как отмечает депутат облсовета Андрей Трофименков, в последнее время ему ежедневно поступает по несколько десятков аналогичных жалоб.
«Я считаю, с липчан не должны брать дополнительную плату за диагностику — управляющие компании обязаны проводить её на средства, которые ежемесячно получают от жильцов», — говорит Трофименков.
Разделяют эту точку зрения и в Государственной жилищной инспекции (ГЖИ).
«Диагностика газового оборудования входит в минимальный перечень работ и услуг, утверждённый постановлением правительства № 290, и должна оплачиваться из тарифа «за содержание и ремонт жилья», — поясняет руководитель ГЖИ Денис Надеев. — Но многие УК при утверждении платы на общем собрании собственников не заложили расходы на это обследование и теперь пытаются их окупить. Однако это их вина, простые липчане не должны страдать».
Загоняют в кабалу
В ГЖИ уже поступило более 1000 жалоб. Около десяти «управляшек» уличили в неправомерном начислении платы, им выдали предписания устранить нарушения почти по 700 многоквартирным домам, ещё по 200 — проводят проверки.
«Впрочем, ситуация неоднозначная. Иногда выясняется, что договор, который собственники заключили с управляющей организацией, позволяет последней собирать с жильцов дополнительные средства и без проведения собрания», — говорит замруководителя ГЖИ Вадим Демихов.
Недавно в регионе возник прецедент — жилинспекция подала на УК иск в суд. Коммунальщикам грозил штраф. Мировой и районный суды встали на строну надзорного органа, а вот областной вынес решение в пользу УК. Всё потому, что в договоре, который организация заключила с собственниками, было написано примерно следующее: «В случае необходимости проведения работ, не включённых в перечень утверждённых по дому, но обязанность выполнения которых возникла… их оплачивают собственники сверх платы за услугу, в платёжку начисление вносят отдельной строкой».
«Это ещё раз говорит о том, что нужно внимательно читать договор, прежде чем его подписывать. Люди сами загоняют себя в кабалу, — продолжает Демихов. — Но мы и здесь стараемся найти выход: подобные материалы направляем в Роспотребнадзор, так как считаем, что таким образом УК нарушают права потребителей».
В Роспотребнадзор уже передали 19 материалов. По части из них руководство управляющих компаний привлекли к административной ответственности. Остальные пока рассматривают.