О работе энергетиков в сложной экономической ситуации и путях преодоления возникших трудностей мы поговорили с Александром Конаныхиным, директором филиала ПАО «МРСК Центра» – «Липецк–энерго».
Долговой кризис
– Александр Николаевич, насколько тяжёлым был этот год для филиала? С чем связаны основные трудности?
– Среди главных должников – Липецкая энергосбытовая компания. Это же ваши коллеги, которые должны понимать положение вещей в отрасли и поддерживать.
– Расчёты с потребителями – это основной функционал энергосбытовых компаний, в их штате нет специалистов, обслуживающих сети. Мы передаём электрическую энергию и, в зависимости от объёма переданного, ожидаем оплату нашей работы. Сбытовая компания должна собрать эти средства, чтобы заплатить за потреблённое электричество. По факту ЛЭСК вместо того, чтобы взыскивать недоимки с недобросовестных потребителей, списывает средства, которые не смогла собрать в счёт так называемых «потерь». Бе–зусловно, мы с таким перекладыванием долгов не согласны и пытаемся решать эти вопросы в суде. Сегодня на рассмотрении находится 8 подобных дел. И, как показывает практика, со временем все они решаются в нашу пользу. Но деньги, чтобы обслуживать сети, нам нужны именно сегодня, а мы их недополучаем.
– Какой вы видите выход из сложившейся ситуации?
– Я рад, что и в администрации Липецкой области, и на самом высоком уровне – в правительстве Российской Федерации – есть понимание того, что в условиях кризиса от хронических неплатежей могут пострадать потребители. В результате были внесены изменения в Федеральный закон N 307, которые ужесточают санкции за несвоевременную оплату электроэнергии. Так, размер пени с 2016 года будет увеличен более чем в 2 раза. Ставка за подобное нарушение составит порядка 23% годовых, что сопоставимо с банковской процентной ставкой по кредитам. Также новым законом ужесточено наказание в части ограничения режима энергоснабжения и усилена ответственность за самовольное подключение к электросетям. Предусматривает он и введение системы гарантий оплаты энергоресурсов. Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г. Мы надеемся, что они расставят все точки над «i» в отношениях сетевиков и сбытовых компаний и позволят наконец решить проблему дебиторской задолженности.
Ради жизни на селе
– Удалось ли вам в таких непростых условиях реализовать намеченные на 2015 год планы?
– Мы не можем допустить, чтобы существующие проблемы отразились на качестве и надёжности энергоснабжения Липецкой области. Поэтому вынуждены были привлекать кредитные средства на своевременное выполнение инвестиционной и ремонтной программ. На сегодняшний день ремонт электросетевого оборудования выполнен на 100% в объёме порядка 160 млн руб. Мы капитально отремонтировали 10 подстанций напряжением 35–110 кВ, около 1 200 километров линий электропередачи и 123 трансформаторных подстанций и распределительных пунктов. С целью повышения надёжности энергоснабжения до нормативного состояния расширили более 300 га просек в охранных зонах воздушных линий электропередачи. По статистике, падающие ветки и деревья – самая частая причина нарушения электроснабжения.
– Назовите самые значимые объекты.
– Крупным объектом ремонтной программы филиала стала воздушная линия 110 кВ «Кольцевая–Левая–Правая», обеспечивающая электроснабжение центральной части Липецка. Назвать, какие из объектов более значимые, мне сложно. Они все значимы, пусть не для всей области, но для жителей того населённого пункта – города, села, посёлка, где они находятся. Электроэнергия – это жизнь. Мы часто воспринимаем её как данность, хотя за ней стоит непрекращающаяся работа энергетиков, и только её отсутствие заставляет задуматься о том, насколько она важна.
– А что касается нового строительства? Всё ли удалось осуществить?
– В рамках инвестиционной программы, плановый объём освоения которой в 2015 г. составил немногим более 1 млрд руб., реконструировали и построили более 165 км линий электропередачи, 83 трансформаторных подстанции, ввели более 70 МВА трансформаторной мощности, создали электросетевую инфраструктуру для нового микрорайона «Елецкий».
Нелишние киловатты
– Увеличилось ли количество потребителей электроэнергии?
– За девять месяцев текущего года «Липецкэнерго» выполнил более 3,5 тысячи договоров технологического присоединения. К сетям присоединились такие крупные компании, как ОАО «Куриное царство», ОАО «Домостроительный комбинат» и др. Это на 5,8% больше по сравнению с аналогичным периодом 2014 г., что, с одной стороны, связано с развитием агропромышленного производства в регионе, а с другой – с совершенствованием процедуры предоставления услуг. В 2015 г. мы вышли на новый качественный уровень работы с клиентами: сократили срок исполнения договоров технологического присоединения малого и среднего бизнеса, одновременно уменьшили и сроки оформления договоров на техприсоединение мощностью до 150 кВт. Также стали использовать смс–оповещения заявителей о ходе исполнения заявки.
– Существует ли в регионе проблема дефицита мощности?
– Скорее, проблема невостребованного резерва. Зарезервированная в своё время крупными потребителями мощность «про запас» нередко остаётся ими невостребованной. При этом оплачивают они только потреблённый объём энергии, получается, им нет резона передавать кому–то излишки. Что же мы видим: де–факто на подстанциях мощности есть, а де–юре присоединить к ним новых потребителей невозможно. Сегодня резерв невостребованной мощности крупных потребителей «Липецкэнерго» – около 300 МВт. Этого хватит, чтобы присоединить 30 тыс. частных жилых домов! Однако воспользоваться этими мощностями мы не можем.
– Как же решить проблему?
– Нужны мотивационные механизмы, которые бы стимулировали потребителей сокращать или передавать неиспользуемый резерв мощности. В настоящее время этот вопрос обсуждается на уровне Минэнерго РФ. Надеемся, что он будет решён, и тогда инвестиционные средства мы сможем направлять не на укрупнение, а на модернизацию сетевого комплекса, тем самым продолжая повышать качество и надёжность энергоснабжения наших потребителей.
Реклама