Жительница Орла Галина М. не платила за электроэнергию в местах общего пользования с апреля 2010-го по март 2013 года, и суд подтвердил её правоту, оценив применяемые методы расчёта ЭМОП как не вполне законные.
Несправедливый расчёт
Справка | |
---|---|
Согласно новым правилам предоставления коммунальных услуг собственники помещений имеют право на получение рассрочки по оплате. К примеру, если у человека есть задолженность по электроэнергии, то он может обратиться к поставщику услуги с заявлением. Но при этом придётся уплатить проценты по ставке 11,25%. - Рассрочка выплаты задолженности может быть предоставлена только в том случае, если размер платы за коммунальные услуги в расчётном месяце превысил более чем на 25% размер платы за аналогичный период прошлого года, - пояснила Юлия Воробьёва пресс-секретарь ООО «ИНТЕР РАО - Орловский энергосбыт». |
Коммунальная реформа привнесла в нашу жизнь много слов, в том числе два трудно выговариваемых, но «близких» каждому: ЭМОП и ОДН. Первое появилось лет шесть назад и означало: электроэнергия мест общего пользования, второе «обогатило» русский язык в прошлом году – общедомовые нужды. Впрочем, как показала жизнь, разницы нет: и то, и другое влечёт за собой не соответствующие здравому смыслу счета на оплату за ту электроэнергию, которую жильцы многоквартирного дома потребили в своих подъездах, на чердаке и в подвале – других мест общего пользования в домах просто нет. И считают наивные люди, сколько киловатт могли «съесть» три десятка тусклых лампочек, и удивляются, откуда берутся фантастические суммы в приходящих им квитанциях, которые по Орлу составляют до 30% от потреблённой электроэнергии в квартире, где и холодильник, и телевизор, и пылесос, и стиральная машина, и микроволновка.
Галина М. с ул. 8 Марта смотрела на непонятные суммы в квитанциях, которые ей регулярно приходили от «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт», и… не платила, благо в терминалах, установленных в банках, можно платить не столько, сколько написано, а сколько считаешь нужным.
Срок исковой давности по таким делам – три года. И в мае 2013 г. Орловский энергосбыт обратился в суд, предъявив Галине претензий на 2 522,04 руб. И, казалось бы, абсолютно выигрышное дело было им проиграно! Орловский энергосбыт не только не получил 2 522,04 руб., но и потерял ещё 2 000 руб., уплаченные им за госпошлину. При этом суд Советского района в своём апелляционном определении подчеркнул: «Очевидно, что применяемые истцом методы расчёта… производились с нарушением правил».
Счётчик – не панацея!
Но довольно интриги. Логика Галины М. была простая: зачем платить за то, что не показывают приборы учёта? И она не платила.
В доме, где проживает пенсионерка, счётчиков много – по одному у каждого собственника плюс три на границе сетей, входящих в состав общедомового имущества (ОДН). Два из них учитывают объём электроэнергии, потреблённой в местах общего пользования (ЭМОП), а один – объём электроэнергии, потреблённой в квартирах. Казалось бы, не должно быть никаких проблем с правильностью начисления платы за электроэнергию! Однако, как показывает жизнь, не всё решает счётчик. М. доказала, что счета выставлялись «среднепотолочные», основанные не только на показаниях приборов, но и на так называемой «замещающей» информации, каковой является либо норматив, либо среднемесячное потребление (из расчёта последних 12 месяцев). Как пояснил суду Орловский энергосбыт, он был вынужден так делать, поскольку не все жильцы сообщают о потреблённых ресурсах (то есть вовремя платят). При этом доказать, что заявленные (оплаченные) показания всегда соответствовали измеренным, истцы не смогли. Хотя именно это – основа основ правильного расчёта платы!
Дальше – больше. Один сосед уехал в отпуск и вовремя не заплатил, другой написал в квитанции меньшее значение потреблённой электроэнергии, чтобы не выйти за рамки социальной нормы, третий снял показания счётчика не в последний день месяца, а в середине, у четвёртого форс-мажор с деньгами, и он решил заплатить за электричество в следующем месяце… Всё это раньше было проблемой конкретной семьи, а теперь – всего дома, поскольку работает не только индивидуальный счётчик, но и общедомовой. Недоплаты каждого суммируются и распределяются между всеми жильцами дома и прибавляются к тем киловаттам, которые счётчик накрутил за тот самый десяток тусклых лампочек, что с перебоями освещали подъезды. Отсюда не поддающиеся простой логике невероятные суммы.
При этом в следующем месяце ваш первый сосед приедет из отпуска и оплатит всё сполна, второй снимет показания счётчика вовремя, третий получит деньги и расплатится с долгами, но никому из дома не вернут те деньги, которые коллектив жильцов уже заплатил за своих однажды недобросовестных плательщиков! Перерасчёт сделают только конкретному плательщику, который по разным причинам заплатил не за реальное потребление электроэнергии, а по среднестатистическому показателю. То есть предусмотрена только коллективная ответственность. Возмещение же средств коллективу за эту самую ответственность даже не предполагается!
Галина М. оказалась не в числе добросовестных плательщиков, и с точки зрения коллектива многоквартирного дома она его подвела – всё, что она не заплатила по выставленным счетам, в том числе те самые 2 522, 04 руб., за неё давно заплатили добросовестные соседи.
Но каков Орловский энергосбыт?!
А говорили: установите общедомовые счётчики – будете платить меньше…
По большому счёту
Мнения | |
---|---|
Татьяна Кузьмина, председатель ТСЖ «Виктория»: - У нас плата за ОДН - 17 рублей с квартиры. Потому что практически нет должников. С теми, кто вовремя не рассчитывается за коммунальные услуги, поступаем жёстко, обращаемся в суд. Как результат - достаточно высокая дисциплина платежей. Но у нас дом маленький - всего 53 квартиры, в большом доме этого добиться практически невозможно. Анатолий Богачёв, житель Орла: - Совершенно не организован сам процесс оплаты коммунальных услуг! Вы думаете, почему все вносят в квитанции показания счётчика не в конце месяца, а в середине или даже в начале? И бегут платить за электроэнергию пораньше? Да потому что если дождаться 25-го числа, как нам всем рекомендуют, то придётся отстоять в очереди на оплату квитанций часа четыре: переполнены почтовые отделения связи, столпотворения в банках, в ЖЭО. Была бы одна квитанция, - очередь шла бы быстро, но у нас же их уже десяток! И вот пока кассир 10 раз наберёт, пропечатает, оторвёт… Смешно слушать про нанотехнологии, когда простое дело организовать по-человечески не могут. Ни за что не поверю, что за границей люди столько времени проводят в очередях, чтобы отдать собственные деньги! |
– Не хочу платить ЭМОП – довольно распространённое желание. Потому что люди, может, и не знают каких-то правовых основ, формул, но, глядя на выставленные счета, понимают: они несправедливы, – говорит правозащитник в коммунальной сфере Евгений Киселёв. – В данном случае такое желание расставило некоторые точки над i в общей проблеме оплаты ЭМОП. И я рад, что суд не пошёл на поводу «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт».
К слову, энергетики не согласились с решением мирового суда, обвинив его в том, что он таким образом «лишил возможности производить расчёт стоимости коммунальной услуги «электроснабжение» вообще исходя из какого-либо из доступных способов индивидуального потребления абонентов в том случае, если хотя бы кто-то из проживающих в многоквартирном доме вовремя не сообщил показания индивидуального прибора учёта, а именно: фактических показаний нет, «нулевые» значения расхода применять недопустимо, расчётные «средние» показания и норматив потребления применять нельзя». Однако апелляционная инстанция «не стала входить в положение» монополиста и оставила решение без изменения. При этом подчеркнув: «Довод об отсутствии у «ИНТЕР РАО – Орловский энергосбыт» объективной возможности получить измеренные показания индивидуальных приборов учёта… не влияет на вывод суда, так как оправдывает расчёт платы за коммунальную услугу, производимый в нарушение действовавших Правил предоставления коммунальных услуг гражданам».
За кадром маленького судебного заседания остался вопрос: сколько же сотен тысяч, а может быть, и миллионов рублей Орловский энергосбыт неоправданно взыскал с молчаливых орловцев? И ведь не пересчитает, не вернёт. Хотя суд высказался по этому поводу недвусмысленно: «Применяемые истцом методы расчёта…приводили к несправедливому распределению неоплаченной электроэнергии между добросовестными плательщиками».
Комментарий
Рафаил Исламгазин, руководитель Школы домкомов города Орла:
– Мы переплачиваем по трём причинам. Первая – воровство электроэнергии и незаконные подключения к многоквартирным домам. Вторая – преднамеренное занижение реально потреблённой электроэнергии в квитанции. По разным причинам – нет денег, вышел за рамки социальной нормы, а переплачивать не хочется… В таком случае «остаток» идёт в ОДН и распределяется на всех собственников жилья. И, наконец, третья причина – неодновременное снятие показаний счётчиков. К примеру, вы сняли показания 20-го числа, внесли их в квитанцию, заплатили. Но вы же не отключили электроэнергию в своей квартире до конца месяца, вы её потребляете. Куда она идёт? Правильно, в ОДН, и мы все за неё заплатим.
Выход из этого есть – установление в многоквартирном доме АСКУЭ – автоматизированной системы коммерческого учёта электроэнергии. И в новых домах она стоит. Суть её в том, что и на квартиры, и на ОДН ставится модем, который все показания счётчиков автоматически передаёт энергетикам, без участия жильца. То есть в одно и то же время снимаются показания всех счётчиков, которые установлены в доме. Практика показывает, что в таких домах плата ОДН составляет менее 10% от «квартирной»!
Возникает вопрос: почему же такое хорошее дело не распространяют по всему городу, а ставят только в новых домах? Увы, всё упирается в личности. Между «Орёлоблэнерго» и Первой управляющей компанией, которая обслуживает львиную долю орловских многоэтажек, существует тяжба: кто будет обслуживать АСКУЭ? Не хочет никто. Поэтому даже там, где система стоит, её выключают.
Закономерный вопрос: что делать жителям, если они не хотят переплачивать?
Алгоритм действий есть, и он опробован. Для начала – выбрать нормальный домком или организовать Товарищество собственников жилья, которое возьмёт на себя эту проблему. По решению общего собрания собственников старший по дому будет забирать квитанции в сбытовой организации и никому их не отдаст до нужного дня. Вечером 25-го он или старшие по подъездам должны обойти все квартиры, записать показания счётчиков, занести их в ведомость. На следующий день старший по дому пойдёт в сбытовую организацию, и она начислит ОДН, исходя из конкретных данных по ведомости.
Хлопотно? Да. Но зато плата за ОДН снижается вдвое! Я сам – старший по дому № 17 по ул. Приборостроительной. Раньше плата за ОДН у нас достигала до 30–40% от квартирной, а теперь – 10-12%!