Примерное время чтения: 9 минут
447

Недоучки с дипломом. Отчего падает качество высшего образования?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 28. Аиф-Орёл 08/07/2015

Нововведения не заканчиваются, и сейчас особенно остро стоит вопрос о сокращении преподавательских ставок. Доктор филологических наук, профессор Владимир Петрович Изотов рассказал корреспонденту «Аиф–Орёл» о том, как работает образовательный механизм, что волнует преподавателей орловских ВУЗов и как будущим студентам «найти себя».

Реформы не остановить

– Как вы оцениваете современную систему получения высшего образования? Какие у неё плюсы и минусы?

– На данном этапе современную систему я оцениваю как умирающую, потому что у реформы образования, наверное, была благая цель, однако результат оказался прямо противоположным. Мы получили две ступени высшего образования – бакалавриат и магистратуру. На самом деле это привело к множеству проблем. Работодатели не знают, кто такие бакалавры, как их использовать на работе и в качестве кого. Да и студенты выпускаются из стен ВУЗа с ощущением определённой недоученности. По моему мнению, всё это приводит к потере качества образования. Например, когда мы готовили специалистов, мы точно знали их квалификационную составляющую, а сами студенты имели представление о том, что они получают на выходе из университета. Теперь же высшее образование превращается в какую–то систему колледжей и техникумов, что, на мой взгляд, просто неверно.

– Получается, что если студент ставит перед собой цель – стать достойным профессионалом, то поступление в магистратуру – обязательный этап?

– Да, конечно. Ведь бакалавры не могут занимать высокие должности. В этой системе, пожалуй, есть только один плюс – бакалавриат и магистратура не зависят друг от друга. То есть можно быть бакалавром по прикладной математике, а магистром – в области филологии. Никаких проблем с преемственностью нет.

– Сейчас в ВУЗах занимаются активным сокращением преподавательских ставок. Почему так происходит?

– Здесь нужно рассматривать целый комплекс причин. Сейчас сокращается количество бюджетных мест для абитуриентов, а обучение на коммерческой основе может позволить себе далеко не каждый человек. Минимальная стоимость на данный момент составляет 62 тысячи рублей в год. Тут всё очень взаимосвязано. А именно – нет бюджетных мест, соответственно, нет набора, поэтому и сокращается преподавательский состав. И тут нас ждёт ещё одна беда. Если мы сокращаем ставки, то неизбежно теряем в качестве образования, поскольку уменьшается и аудиторная нагрузка. Ведь не может преподаватель работать как машина и вести тысячу часов. Получается, что и так бакалавры не совсем доучиваются, а потеря образовательных часов приводит к тому, что у студентов появляется очень много свободного времени в неделю. Считается, что они должны посвящать его самостоятельной работе. Но если взять в качестве примера первокурсников, которым 17–18 лет, то о какой самостоятельной работе здесь можно говорить? Одно дело, когда она ведется под руководством преподавателя, например, в рамках кружковой системы, но сейчас и этого почти не осталось. Получается некий замкнутый круг.

– А чем чревато сокращение ставок непосредственно для преподавательского состава?

– Ставки сокращаются, и человек вместо целой зарплаты получает половину. Это приводит к тому, что преподаватель вынужден посматривать на сторону, искать новое рабочее место. Глобально мы можем прий­ти к тому, что опытные кадры просто начнут уходить из системы образования.

– Недавно в Екатеринбурге преподаватели одного из университетов вышли на митинг против сокращения ставок. Как вы считаете, это эффективный метод борьбы?

– А что делать, если больше ничего не остаётся? Я бы их поддержал, потому что люди уже дошли до предела.

В поисках выхода

– Что, на ваш взгляд, необходимо предпринять, чтобы улучшить качество образования в российских ВУЗах?

– Вернуться к советской системе образования, когда были преемственность и реальный отбор кандидатов, поступающих в университеты. Конечно, в ней были определённые проблемы в виде идеологических накруток. Если их убрать, то система, на мой взгляд, идеальная, и придумывать ничего не надо. Японцы, например, её полностью скопировали, несколько адаптировав под свою культуру. В итоге практически каждый житель Японии имеет высшее образование.

– Сейчас мы идём в совершенно ином направлении. Как вы думаете, что будет с нашим образованием в итоге?

– То, что происходит в настоящий момент, приведёт к деградации. Сейчас у нас в ВУЗах действует балльно–рейтинговая система, которая сама по себе имеет здравый смысл и позволяет отслеживать весь учебный процесс. Студентам за все начисляются баллы. Начиная от посещаемости и заканчивая самостоятельной работой. Такой подход позволяет оценить уровень их подготовки максимально объективно. Но что происходит на практике, судите сами. К примеру, сейчас мы вынуждены ставить положительную оценку студентам, набравшим за семестр 40 баллов из ста. А еще 2 года назад мы её ставили за 65 баллов. Я так полагаю, что эта неприятная тенденция будет продолжать развиваться. Ещё одна беда нашей системы образования – это ЕГЭ в школах.

– В чём заключается главный недостаток ЕГЭ?

–Введение ЕГЭ означает только одно – школа перестала преподавать предметы. Эта система продиктовала свои правила. Получается, что каждый школьник выбирает себе 4–5 учебных направлений и занимается только тем, что натаскивает себя на решение тестов. И ЕГЭ в школах, и система бакалавриата в ВУЗах не способствуют расширению взглядов и мировоззрения у учащихся.

– На какие университетские специальности ЕГЭ оказывает особенно пагубное влияние?

– Абсолютно на все. У абитуриентов, которые перешли в ранг студентов, нет культурного кругозора. ЕГЭ привело к тому, что дети знают только то, что есть в тестовых заданиях. Но если разбираться, то гуманитарные специальности страдают в первую очередь. Кроме того, первый год обучения студентов уходит практически полностью на то, чтобы вчерашним школьникам объяснить какие–то азы. Получается, мы теряем время, создавая эту переходную подушку от школьного уровня к ВУЗовскому.

Непростой выбор

–Какие профессии сейчас пользуются наибольшей популярностью у абитуриентов?

– В моде у нас юристы, экономисты, программисты. Но в таком количестве они уже никому не нужны. Порой целые выпуски не могут устроиться на работу. Раньше существовала определённая государственная программа, в которой было прописано, сколько специалистов необходимо выпускать из стен университетов для трудоустройства в той или иной сфере. Сейчас такого нет и, к сожалению, многие при поступлении руководствуются именно модой. Любая специальность, будь то экономика или юриспруденция, требует труда. К сожалению, абитуриенты не всегда к этому готовы.

– А как обстоят дела на вашей родной кафедре журналистики и связей с общественностью?

– На журналистику всегда есть устойчивый спрос. Что касается связей с общественностью, здесь ситуация несколько сложнее. Спрос на выпускников есть, но в этом году у нас нет бюджетных мест. А заплатить более 70 тысяч за обучение, я думаю, имеет возможность далеко не каждый.

– Что вы можете сказать о журналистике как о науке? Как она развивается в настоящий момент?

– Дело в том, что у журналистики нет единой методологии в нашей стране. Есть школы, и каждая из них утверждает свою терминологию. Журналистика сейчас очень активно развивается, проводятся конференции, печатаются научные журналы для обмена мнениями среди журналистов. Произошло наконец–то осознание того, что журналистика – это не просто ремесло, но и наука.

– Как будущему абитуриенту выбрать подходящую для него профессию?

– Здесь родители и школьные учителя должны увидеть у ребёнка определённые склонности к чему–либо, которые нужно всячески поощрять. Пусть это будет и не самая модная наука. Но если человек занимается тем, что ему нравится, это всегда лучше, чем когда он пытается найти себя в том, что кажется ему по тем или иным причинам просто престижным. Все зависит от особенностей конкретной личности. А начинать их выявление стоит уже с 7–8 класса.

– Какой совет вы могли бы дать абитуриентам?

– Совет очень простой – умение трудиться, системно мыслить и не жалеть себя, – вот критерии, которые помогут добиться успеха.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах