Год назад на базе Воронежского государственного университета был создан уникальный для Воронежской области проект – Вечерний гуманитарный факультет. Подробнее о факультете мы побеседовали с руководителем НОЦ «Филология и современное общество» доктором филологических наук, профессором Андреем Фаустовым.
– Расскажите о вечернем гуманитарном факультете. Что это за проект, по чьей инициативе и с какой целью он был создан?
– Идея образовательной структуры вроде Вечернего гуманитарного факультета, можно сказать, витала в воздухе. В развитых странах концепция непрерывного образования (особенно гуманитарного) реализуется давно. У нас все это пока в зачаточном состоянии, а потребность в таком образовании огромная, – потребность, так сказать, и отрицательная, и положительная. Отрицательная – поскольку все мы являемся свидетелями резкого падения речевой и культурной грамотности и интереса к литературе; положительная – поскольку существует, к счастью, достаточно много тех, кто хочет увеличить свой гуманитарный капитал и не находит для этого необходимых условий. И я очень рад тому, что подобная идея родилась именно на филологическом факультете, где уже много лет существует разветвленная система дополнительных специализаций разного рода. А если нескромно говорить о персональных виновниках проекта, то это Иосиф Стернин и Ваш покорный слуга.
– Кто может стать слушателем вечернего гуманитарного факультета, есть ли какие-либо ограничения?
– Ограничение только одно – наличие среднего образования. А возраст может быть каким угодно.
– Каким образом организован учебный процесс на факультете?
– Занятия проходят в удобное для обучающихся время, в основном в вечернее (что, собственно, и зафиксировано в названии факультета). И здесь возможен в любой степени плавающий график. Срок обучения – один год, примерно по четыре академических часа в неделю. Занятия ведут высококвалифицированные преподаватели прежде всего филологического факультета и факультета журналистики. У нас есть примерный набор направлений обучения, которые вполне реально изменять – в определенном диапазоне – в зависимости от потребностей слушателей. В прошлом году таких направлений оказалось в итоге четыре: «Риторика и деловое общение», «Филологическое обеспечение связей с общественностью и СМИ», «Русская и западная литературы в медиаконтексте», «Культура речи и литературное редактирование».
– Выдаются ли по окончании курсов какие-либо документы?
– Да, выдается университетский сертификат о дополнительном образовании.
– Сложно ли поступить на факультет? Какие предусмотрены вступительные испытания?
– Строго говоря, на факультет в привычном смысле слова поступать не нужно. Никаких вступительных испытаний не предусматривается. Обучающимся, повторюсь, может стать любой желающий, имеющий среднее образование.
– Сколько стоит обучение?
Вопрос сложный. В прошлом году обучение стоило 5 000 рублей, поскольку проект был поддержан грантом областной администрации (как показали расчеты, 10 000 рублей на одного слушателя – нижняя граница затрат на оплату труда преподавателей). Мы надеемся, что в этом году сумма останется на том же уровне: ректорат обещал нам финансовую поддержку.
– Когда планируется набор новых групп, и что нужно сделать, чтобы стать слушателем проекта?
– Обучение мы, как и в прошлом году, планируем начать в октябре. Соответственно, до этого времени нужно заявить о своем желании посещать занятия в рамках Вечернего гуманитарного факультета и определить, какое именно направление вам подходит.
– На ваш взгляд представителям каких профессий обучение будет наиболее полезным? Есть ли среди выпускников прошлого года люди, на профессиональные достижения которых факультет оказал особое влияние?
– О влиянии пока говорить рано, слишком мало времени прошло. Мы провели анкету среди выпускников, и большинство считает, что полученные знания не просто расширили их гуманитарный кругозор, но и должны пригодиться им в непосредственной профессиональной деятельности. Разумеется, речь идет прежде всего о профессиях, которые, если воспользоваться современными социологическими терминами, относятся к сфере компетенции креативного и обслуживающего классов. Впрочем, хорошее гуманитарное образование не мешало еще никому.