Часто многоквартирные дома становятся бесхозными, только потому, что так захотелось управляющей компании (УК). Отчасти чиновники признают, что у них не получается жёстко спрашивать с таких управленцев. Депутат Горсовета, заместитель председателя комитета по муниципальной собственности и землепользованию Александр Головин рассказал, что необходимо сделать муниципалитету, чтобы исправить эту ситуацию, и как самим жильцам вести себя, если они понимают, что УК не исполняет своих обязательств.
Кто ответит?
- Многоквартирные дома, оставшиеся без управления, - серьёзная проблема для горожан. Особенно остро это коснулось жильцов двухэтажек. Почему от некоторых построек просто отказываются?
- Обслуживание многоквартирных домов - это ответственность работа, требующая постоянного контроля от УК (управляющей компании) за техническим состоянием дома и качеством оказываемых услуг. Но, к сожалению, в нашем городе это превратилось в банальный сбор денег с населения.
В результате, дома не обслуживаются надлежащим образом и попросту ветшают - требуя из года в год всё больше и больше капиталовложений. И это всё происходит с молчаливого согласия и ненадлежащего контроля со стороны администрации Орла и жилищной инспекции. Всё приходит к тому, что дома становятся нерентабельными, и от них отказываются УК. Именно так и произошло в мае 2017года, тогда Первая городская управляющая компания (ПГУК) бросила обслуживать многоквартирные дома, а в администрации бездействовали и не принимала никаких мер для решения проблемы.
- Александр Алексеевич, а можно было как-то повлиять на этот процесс? Как-то выровнять ситуацию?
- На мой взгляд, этот процесс можно было остановить. Это можно было сделать, создав комиссию из собственников жилых помещений (в.ч. находящиеся в муниципальной собственности), муниципального жилищного контроля, жилищной инспекции и управляющей компании, отказавшиеся от многоквартирного жилого дома. Таким составом нужно было приехать и посмотреть, в каком техническом состоянии УК передаёт собственникам дом (ст. 161 ЖК РФ) Гласит: «Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме».
Задача спецкомиссии - проверить законность списания денежных средств с расчётного счёта дома, и при выявлении нарушений, подать обращения в прокуратуру, а затем и в суд. Таким образом, стало бы возможно взыскать денежные средства с УК за ненадлежащее исполненияе своих обязанностей по обслуживанию дома.
В своё время я озвучивал это предложение Роману Игнатушину (экс-начальнику управления городского хозяйства администрации Орла – Ред.). Но дело так и не сдвинулось с мёртвой точки. В конце концов, надо уважать право жителей спросить с управленцев после расторжения договора, почему же их дом бросают в таком плачевном состоянии.
Право собственника
- Однако ничего подобного сделано не было. Какую картину мы наблюдаем теперь? Городские чиновники не заинтересованы в решении вопроса?
- Да, к сожалению, таких действий предпринято не было, и время оказалось упущено. Более того, ни глава города, ни его заместители не принимают никаких мер по решению данного вопроса и сейчас. А ведь согласно ЖК РФ если многоквартирный жилой дом остался без управления, муниципалитет должен инициировать проведение общего собрания собственников по вопросу выбору управляющей компании. Никто из руководителей администрации Орла не задумывается о заключении договоров на аварийное обслуживание газовых и электрических сетей брошенных домов. А ведь это объекты высокой опасности, и они сейчас являются практически бесхозными. Благо, что пока обходится без происшествий.
Аналогично обстоят дела и с отоплением, и с канализацией. Буквально недавно обращались жители дома №8 по ул. Калинина. Они столкнулись с поломкой и не могли напрямую вызвать аварийную службу. Вопрос был решён, но, сами понимаете, какое «удобство» при этом испытали люди. Жильцы готовы подписать договоры, чтобы больше не попадать в такое положение, но администрация готовит соответствующие документы вот уже три месяца. Вывод напрашивается сам собой.
- Тем не менее, брошенные дома обслуживает МУП ЖРЭП (Заказчик). Получается, это делается неэффективно? Как вообще должна работать УК?
- Время от времени, МУП ЖРЭП (Заказчик) выполняет какие-то работы. Но, во-первых, они незначительные и не решают основной проблемы.
Во- вторых, важно понять, а за чей счет это происходят? И ответ очень простой. За счёт других домов, которые обслуживает муниципальное предприятие. А эти самые дома и так находятся в ужасном состоянии. Очевидно, что это неправильно. Наверное, это можно рассматривать, как нецелевое использование денежных средств со стороны руководства муниципального предприятия. Да и сам МУП ЖРЭП (Заказчик) находится в плачевной ситуации, спасаясь от банкротства только продажей имущества, находящегося у него на праве хозведения. К слову, оно является собственностью города. Я и некоторые другие депутаты неоднократно поднимали вопрос о возврате незадействованного в работе предприятия имущества в казну муниципалитета. Но этого почему-то не происходит. Любая управляющая компания должна работать честно, не обманывать жителей и не создавать иллюзию обслуживание дома. И такая деятельность должна начинаться с правильного составления договора. В нём должно быть зафиксировано все общедомовое имущество, стоимость и периодичность выполняемых работ. Самое главное – осуществление контроля за выполнением работ и только после этого, списание денежных средств с расчётного счёта дома, если работы были приняты собственниками.
К сожалению, сегодня в большинстве случаев так не происходит. И мы можем наблюдать воровство денег жильцов. УК должна проводить собрания собственников с предложением по проведению текущего ремонта, предлагать стоимость предполагаемых к выполнению работ. Суть в том, чтобы, действительно, решать проблемы жителей обслуживаемого дома, ведь именно за это люди и платят деньги. Но есть и ещё один важный момент – собственникам необходимо принимать активное участие в жизнедеятельности многоквартирного дома. Для этого нужно создать совет дома, выбрать старшего, наделив его соответствующими полномочиями. Как показывает практика, в домах, в которых всё это есть, УК ведёт себя совсем по-другому.