Орёл, 11 декабря – АиФ-Черноземье
Над письменным столом у этой невероятно энергичной женщины множество медалей и грамот – награды за призовые места в соревнованиях по зимнему плаванию почти за 12 лет. Оно и немудрено, ведь Римма Петровна Васильчук – самый настоящий «морж».
Всё началось с далекого детства
АиФ: –Римма Петровна, для начала расскажите, в каком возрасте вы научились плавать?
Р.П.: – Когда мне было шесть лет, мы с родителями переехали из Архангельска в Мурманск, где я поступила в среднюю школу. И вот однажды, когда я была в третьем классе, во время каникул друзья привели меня на пирс и предложили прыгнуть в воду. Тогда я совсем не умела плавать, но всё же решила попробовать. В итоге мне кое-как удалось выкарабкаться, и тогда я впервые поставила перед собой цель – научиться держаться на воде. Для этого я специально записалась в бассейн, но спустя месяц оказалось, что у меня проблемы с сердцем – врачи запретили заниматься. Я ужасно расстроилась, долго плакала, ведь мне безумно хотелось плавать. Помню, тогда ко мне подошла тренер по прыжкам в воду и сказала, что я могу заниматься у неё: пусть на длинные дистанции заплывать мне и не придётся, но зато я не расстанусь с водой. Предложение пришлось мне по душе, и уже спустя какое-то время я получила второй спортивный разряд. Замечу, что, помимо прыжков в воду, я также занималась гимнастикой и вообще вела спортивный образ жизни.
Слушайте своё тело
АиФ: – Давайте теперь поговорим, собственно, о моржевании. Как так произошло, что вы стали «моржом»?
Р.П.: – В то время – 60-е годы – в Мурманске ещё никто ничего не знал о моржевании как таковом. Как-то раз со своим классом мы отправились в баню, и мне захотелось облиться холодной водой – я опрокинула на себя тазик. Мне показалось мало. Тогда я решила постоять ещё и под холодным душем. После этого начала частенько купаться в речках и озёрах.
А несколько лет спустя – тогда у меня родилась вторая дочь – спортивная жизнь дала о себе знать: врачи обнаружили у меня серьёзное заболевание спины. Я буквально не могла ходить. Но благодаря одному чудесному украинскому доктору восстановить здоровье всё-таки удалось. И вот, вновь встав на ноги, я увидела по телевизору выступление своего тренера, она говорила о том, что занимается зимним плаванием. Для меня это было невероятной новостью. Я тут же разыскала место, где проходят занятия, и приступила к тренировкам. Кстати, спортивный клуб по зимнему плаванию так и назывался – «Морж».
АиФ: – И сколько лет в общей сложности вы уже «моржуете»?
Р.П.: – Около 12 лет я ежедневно окунаюсь в водоёмах. Этому не может помешать даже лютый мороз. Не так давно в Мурманске я плавала при температуре 25 градусов ниже нуля. Помимо этого, мне доставляет большое удовольствие поваляться в снегу после заплыва. Особенно комфортно, если снег на улице рыхлый. Между прочим, зимой я стараюсь окунаться как минимум два, а то и три раза, и после каждого из них выходить из воды становится всё теплее и теплее.
АиФ: – Возвращаясь к упомянутой поговорке, скажите, случались ли с вами ситуации, когда холодная вода действительно вылечивала?
Р.П.: – Случались, и не раз. Вот, например, пять лет назад в Мурманске, перед самым Новым годом, я раскрытая ходила к терминалу оплатить счёт, и, когда вернулась домой, у меня из носа потекла вода, а после праздника открылся бронхит. В течение недели никакие лекарства не помогали. И что вы думаете? Я подождала ещё немного, убедилась, что улучшений нет, и 12 января собралась и пошла окунаться в прорубь. В тот же день болезнь как рукой сняло.
Острая нужда в спонсорах
АиФ: – Кстати, об Орле. Я знаю, что в нашем городе недавно появилась Федерация зимнего плавания, а вы являетесь не только её председателем, но и идейным вдохновителем. Расскажите, с чего всё начиналось.
Р.П.: – По приезде в Орёл я сразу начала искать «моржей». Оказалось, что в вашем городе уже были две женщины, которые разделяли моё увлечение. Однако на берегу Оки, где они окунались, отсутствовал домик для переодевания и для того, чтобы погреться в случае морозной погоды. Из-за этого мои новые знакомые купались лишь до сентября. Тогда я задалась целью, во что бы то ни стало построить домик. Обошла все спортивные организации, наведалась даже в МЧС и горадминистрацию, в итоге пока удалось лишь напроситься, как говориться, «на постой» в избушку Богатырской заставы.
Одновременно с поисками я вступила в местный Союз ветеранов спорта, где мне и предложили открыть в Орле филиал столичной Федерации зимнего плавания. Я направила письмо в Москву. Спустя какое-то время пришёл ответ, в котором сообщалось, что открытие отделения одобрено, более того, меня уже назначили на должность председателя.
АиФ: – Чего вы хотите достигнуть? И с какими трудностями приходится сталкиваться молодому филиалу?
Р.П.: – Мы хотим достигнуть мировых стандартов, чтобы имя нашей федерации прозвучало везде, где только можно. Мы уже подали заявки на участие в чемпионатах в Анапе и Мурманске. Надеюсь, что орловские «моржи» покажут там хорошие результаты.
Однако большое количество участников, к сожалению, мы выставлять не можем, так как это требует немалых затрат. Например, вступительный взнос на соревнованиях в Анапе – 11 000 рублей с человека. Поэтому наша основная проблема как раз и заключается в отсутствии спонсоров. Всё приходится делать опираясь на собственные силы и ресурсы, а они, естественно, не позволяют осуществить многое из задуманного. Хочется верить, что в будущем кто-то, наконец, откликнется и начнёт помогать развивать зимнее плавание в Орле.