Воронеж, 7 апреля – АиФ-Черноземье
Каналы вместо улиц, озёра во дворах, дома по окна в воде – для жителей Шуберского весеннее половодье обернулось вселенским потопом.
Всеми способами люди пытались спасти бытовую технику, мебель, соленья из погребов. Кто мог – «эвакуировался» в Воронеж. И только для местной ребятни стихийное бедствие стало настоящим приключением – они носились по улицам, со смехом разбивая пенные валы.
Потерянный рай
Почему же Шуберское теперь напоминает Венецию? Местные жители объясняют, что одна из главных улиц посёлка недаром носит название Луговая. Оказывается, здесь когда-то пролегало русло реки. Не случайно построенная лет 100 назад железная дорога делает в районе Шуберского изгиб. Кстати, именно благодаря железной дороге и появился посёлок. Спустя десятилетия он разросся, и жители стали селиться на месте бывшего дна.
– Власть говорит: зачем вы здесь построились? – жалуется Александра Перевёркина, поселившаяся в Шуберском в далёком 1952 году. – Да разве при Сталине и Хрущёве нас кто-то спрашивал? Где разрешили, там и живи.
Впрочем, вплоть до прошлой весны вода шуберцам особенно не досаждала.
– Да всё было, как в раю, – вспоминает Матрёна Дмитриева. – Я здесь 35 лет живу. Вода чуть затапливала огороды и разливалась по лугу. На второй день оставалось немного грязи. На третий – всё высыхало.
Идиллия нарушилась после летних пожаров 2010 года. Местные жители до сих пор удивляются: огонь из-за сильного ветра прошёл узким клином по центру села, уничтожив 32 дома. Стоявшие вокруг здания остались нетронутыми. Казалось бы, беда обернулась для Шуберского благами цивилизации. Государство бросилось погорельцам на помощь. Открывая уже в сентябре детский сад, губернатор поручил сделать Шуберское «образцово-показательным посёлком XXI века».
Действительно, кроме садика аж на 160 мест, куда детей теперь возят со всего Новоусманского района, здесь построили новую школу, спорткомплекс, здание администрации, пожарную часть, канализацию и водопровод, заасфальтировали дороги.
Вот тебе, бабушка, и XXI век!
Но показательного образца не получилось. Прошлой весной сюда пришла большая вода и впервые затопила не только участки, но и дома. Жители стали жаловаться. Александра Перевёрткина даже Путину написала. Впрочем, не особенно надеясь на власть, стали готовиться к нынешней весне самостоятельно: насыпали десятки КамАЗов земли, разрыли вокруг участков канавки, запасли мешки с песком.
Вечером 15 марта Вадим Волгин, гуляя по окраине села с собакой, увидел, что в сторону домов несётся пенный поток. В выходные вода только прибывала. Самодельные плотины помогли немногим. Скорее наоборот, зажали поток, придали ему скорость и направили на соседей.
– У меня козы простудились, пришлось порезать, – горюет Александра Ивановна. – И картошка вся пропала.
Досталось и администрации посёлка – вода затопила подвал. После прошлого половодья там поселились комары и досаждали всё лето. По мнению руководства Шуберского, вода попадает в село из пруда возле посёлка Воля: весной он переполняется. Впрочем, как отмечает Елена Беляева, глава поселения, без него было бы ещё хуже – пруд хоть немного задерживает талые воды. Усугубляет ситуацию высокий уровень грунтовых вод. С тем, что в сейчас в Шуберском творится что-то необычайное, она не согласна.
– Я живу здесь 30 лет, и посёлок всегда затапливало, – утверждает глава.
Вот и Наталья Бруданина, главбух, вспоминает, как ещё в 1974 году её вместе с одноклассниками переправляли из школы на машине. Сейчас проблему изучают гидрогеологи. Впрочем, только предпроектные работы обойдутся в миллионы рублей, и когда будут выделены деньги, не ясно.
Двойка по физике
Однако многие жители с официальной версией не согласны.
– Я как Навальный для нашей сельской администрации, – шутит Вадим Волгин, создатель и автор сайта о жизни Шуберского, наверное, самого популярного здесь СМИ. Сетевое издание активно критикует официальную версию мокрых событий.
На пруд жители отнюдь не жалуются – напротив, они ему благодарны: именно там пожарные брали воду, которой тушили дома огненным летом 2010-го. В пруду действует безопасный слив воды – трубы справляются. Зато строителей, положивших в Шуберском асфальт, частенько поминают крепким словцом. По мнению местных жителей, те грубо нарушали технологию: не досыпали песка, щебёнки, но главное – не делали лотки и переливы. В итоге насыпи дорог задерживают воду в «лоханке» бывшего русла, в которой стоят полторы сотни домов.
Возвели строители и дамбы. Со стороны леса, откуда приходит вода, и со стороны луга, по которому она разливается. Только вот классическая детская задачка про трубы и бассейн оказалась им не по силам. Иначе как можно объяснить, почему там, где вода втекает в посёлок, установлены 600-миллиметровые трубы, а там, где она должна вытекать на луг, – 400-миллиметровые? От арифметики переходим к физике. Шуберская «лоханка» и луг, которые разделяет дамба, – одна и та же низина. Теперь они просто превратились в сообщающиеся сосуды: достигнув общего уровня, вода перестаёт уходить. Тем более что на противоположном краю луга с недавних пор возвышаются холмы. В тот же сезон строители возвели там очистные сооружения. Зачем – не понятно: сегодня сооружения простаивают. Вырыли и отстойники, а землю не стали никуда отвозить – вывалили тут же. Теперь эта рукотворная насыпь тоже задерживает воду.
Как же были потрачены сотни миллионов, выделенные на восстановление Шуберки, если элементарные нормы оказались нарушены? Этот вопрос, как и год назад, задают сегодня жители посёлка. Как и вопрос о том, кто возместит причинённые потопом убытки.
– Я предлагал снизить налог на землю, – говорит Владимир Акиньшин, депутат сельского поселения. – Это было бы справедливо, ведь на самых пострадавших участках ничего толком не вырастишь. Но администрация поселения отказывается. Ещё бы, ведь её сотрудники получают зарплату с налогов.
С жителями Шуберского мы общались после первой волны паводка. Между тем в минувшие выходные накатила вторая. И всё повторилось. Только воды и убытков было ещё больше, чем две недели назад.