«АиФ-Курск» из первых уст узнал про медальный забег и нелёгкий путь к Олимпу.
Дорога к Олимпу
АиФ: – Катя, как ты пришла в спорт?
Е.К.: – В 12 лет учитель физкультуры позвал меня на соревнования. Я выступила, обогнала всех, кто был старше. Учитель сказал: «Катя, у тебя есть способности». Поверил он в меня, стала ходить на тренировки. С каждым годом всё больше, больше втягивалась, и в конце концов это стало моей жизнью. У меня и родители занимались спортом до 30 лет.
АиФ: – Когда начала ходить на тренировки, какие мысли были?
Досье | |
---|---|
Екатерина Купина родилась во Льгове 2 февраля 1986 года. Окончила Льговскую среднюю школу № 2, КГТУ (ныне ЮЗГУ) по специальности «Инженер-конструктор швейного производства». Мастер спорта международного класса. Замужем, воспитывает сына. |
Е.К.: – У меня изначально была мечта – попасть на Олимпиаду. Сначала казалось, что это как-то легко. А потом… Прошло уже столько лет, а я ещё там не побывала. Но думаю и надеюсь, что всё ещё впереди. Мама говорит: «Это трудно, бросай. Рожай ещё одного», а отец – поддерживает. Брат у меня тоже занимается лёгкой атлетикой. Муж золотой. Он так в меня верит, как я сама в себя не верю. Когда уходила в декрет, требовал обещание, что я обязательно вернусь в спорт. И поражения переживает больше, чем я. Мы познакомились 10 лет назад. Он к спорту никакого отношения не имел. Сейчас начал активно бегать: на тренировки ходит каждый день после работы. Так что вся семья у нас такая.
АиФ: – Никогда не было желания бросить?
Е.К.: – Нет. Я живу бегом. Когда забеременела, поняла это особенно. Раньше как-то думала: можно бегать, можно не бегать. А когда узнала о том, что стану мамой, поняла, что я могу это потерять. Жизни без бега уже не представляю. Я понимаю, что годы идут, что уже надо скоро заканчивать – для меня эта мысль ужасна.
АиФ: – А когда забеременела, бегать сразу перестала?
Е.К.: – Нет. Я выступала на чемпионате России, хорошо там пробежала, в финал попала, там стала пятой. Потом на Сельские игры ездила, взяла «серебро» и «бронзу». Как только почувствовала, что уже нельзя бегать, перестала. Через два месяца после рождения Ванечки вышла на беговую дорожку. То есть, можно сказать, декретный отпуск у меня был всего восемь месяцев.
АиФ: – Хотите, чтобы сын стал спортсменом?
Е.К.: – Он у нас ленивый немного. Но кросс в 1 и 2 километра уже бежал. Так что есть у него, наверное, задатки. Но я не хочу его заставлять. Хочу, чтобы он сам в спорт пришёл. Меня никто не напрягал, я жила этим, сама захотела и пришла.
АиФ: – Как Ваня относится к тому, что мамы так часто не бывает дома?
Е.К.: – Ване много времени приходится проводить у бабушек. У меня постоянные тренировки: заехала домой, поела – снова меня нет. А он даже сам просился к бабушкам, говоря: «Мама, я так не могу». Но с другой стороны, когда спрашивали, как он относится к маминой деятельности, он так по-взрослому ответил: «Мне тяжело, я скучаю, но я тебя понимаю».
Казанское «серебро»
АиФ: – Чем тебе запомнилась Универсиада-2013?
Е.К.: – Я недовольна своим стартом, собой. Это мой первый забег такого уровня. Я надеялась, что Господь мне за мои труды что-то даст. Я была уверена, что буду с медалью. Погода была «моя»: сначала дождь, потом всё подсохло. Было всё для того, чтобы я была на пьедестале. Три забега было подряд. Я выдержала это всё.
Но я могла бежать быстрее. Может, я где-то совершила ошибку. Может, не время ещё. Если бы я улучшила свой личный результат, то прибежала бы первой. То есть я не сделала того, что я должна и могла была сделать. Поэтому недовольна.
Для спортсмена очень важна удача: чтобы всё складывалось в нужный момент. Есть сильные девчонки, результаты которых выше моих, Лена Катульская, например. На Универсиаде она прибежала пятой. А сейчас на чемпионате России была первой. Есть много сильных девчонок, которые так ничего и не завоевали. Спорт – это рулетка.
АиФ: – Многие скептики говорят, что у России слишком много медалей на этой Универсиаде…
Е.К.: – В этом нет ничего удивительного. Россия привезла на Универсиаду состав из более чем 500 человек. Ни у одной сборной не было столько спортсменов. В США и Китае было достаточно много участников, но не более 200. Этим и обосновано такое количество медалей.
«Лучше 10 лет прожить тигром»
АиФ: – Говорят же, что профессиональный спорт всё-таки вреден…
Е.К.: – Много в нашей жизни есть профессий, которые не очень полезны. Люди и на химзаводах работают, и на атомных станциях… Но они не испытывают того, что испытывают спортсмены. Когда ты стоишь на пьедестале, когда устанавливаешь мировые рекорды – это неописуемо! Ты этим живёшь. Я объездила всю страну, повидала значительную часть мира. Могла бы я, по сути, девочка из деревни, столько путешествовать, если бы не бег? Понятно, что этим я, может быть, сокращаю себе жизнь, но лучше прожить десять лет тигром, чем сто лет овцой. Каждый выбирает своё.
АиФ: – Катя, есть ли для тебя в спорте кумиры?
Е.К.: – Кумиров вообще нет. Восхищаюсь людьми, которые чего-то добились. Но у всех свои условия: кому-то больше повезло с тренером, кому-то с базой, кому-то с городом, кого-то поддерживают больше. Пока не обуешь чужие сапоги и не пройдёшь путь, который прошёл человек, не узнаешь, что это за путь. И мало кто знает, что за плечами таких побед, почему люди, стоя на пьедестале, плачут.
«Золото» на Универсиаде может достаться в три раза сложнее, чем на Олимпиаде. Например, спортсменка из Казахстана, прибежавшая первой, на Универсиаде четвёртый раз, и никогда раньше седьмой не прибегала. А тут – сразу первая. Она очень волновалась перед забегом. Говорю: не беспокойся – каждый получит своё. Так и вышло. Ей эта медаль была нужнее.
АиФ: – Где сейчас твоя медаль?
Е.К.: – Медаль отдала маме, чтобы она детям в родной школе, во Льгове, показала. Чтобы они знали, куда им можно стремиться. Спорт – это ведь уникальный шанс пробиться для детей из деревни. Но им недостаёт веры в себя. В меня ведь тоже никто особо не верил, даже тренер школьный. Поверил только когда я звание мастера спорта получила 20 января 2007 года. А ровно через пять лет, в тот же день, – мастера спорта международного класса. (Это звание получила, когда моим тренером стал Владимир Мохнев).
А до этого народ пальцем у виска крутил: дождь идёт – она бежит, снег идёт – она бежит, жара, праздник – она бежит. А теперь включают телевизор – она бежит. Значит, не зря.
АиФ: – Сейчас спортсменам всё так же трудно добиться поддержки?
Е.К.: – Может, что-то изменится. Но сейчас у нас пробиться в спорте очень трудно. Когда ты уже чего-то добился, тебя вспоминают, звонят, просят говорить, как тебе они помогли. А когда ты только в пути – никто не верит и не поддерживает, кроме близких. С таким отношением мы никуда не уйдём. Для меня это больно. Я-то ничего, не пропаду, я выкарабкалась. За детей обидно.
В Курске очень много талантливых спортсменов. Я сколько поездила по России, по миру – нигде столько нет. Но у нас их «убивают». Многие уходят из спорта просто потому, что им надо кормить семью. Да и с тренировками непросто. Летом особых проблем нет. Можно тренироваться где угодно. А зимой? Бежать по льду, ломать себе руки и ноги? Мы зимой ездим тренироваться в Губкин – там есть манеж. Несколько предпринимателей скинулись и построили. Там тренируются детишки. И прославляют город и страну своими спортивными достижениями. А предприниматели понимают, что частица спортивного золота – их заслуга. Разве у нас нет крупных предпринимателей?.. В моей жизни тоже были меценаты. Ещё во Льгове. Кто тысячу рублей на кроссовки даст, кто ещё на что. И я им благодарна.
АиФ: – Катя, какой твой девиз по жизни?
Е.К.: – Терпение – путь к совершенству. Спорт закаляет. После него любые невзгоды в жизни легче переживать. Да и спортсмены становятся хорошими людьми. Спорт требует неимоверных усилий, но это стоит того. Мне можно было много раз бросить. Было много поводов. Но сейчас я понимаю: даже если серебряная медаль Универсиады-2013 - это моя самая высокая награда, я не зря к этому шла.