Ответ на этот и другие вопросы вы узнаете из беседы с директором ФГБУ «Управление Тамбовмелиоводхоз» Анатолием Слепцовым.
– Анатолий Константинович, Тамбовская область, как известно, входит в зону рискованного земледелия. Что сегодня предпринимается для снижения факторов риска?
– Многолетние исследования показывают, что почвы нашего региона влагообеспечены всего на 80%. Пополнение почвы влагой происходит в основном осенью и ранней весной. К сожалению, дождей нам не хватает в период формирования корневой системы растений и в вегетационный период. Всем запомнилось аномально жаркое лето 2010 года. Пострадали 43 региона, убытки понесли 25 173 хозяйства РФ. Именно тогда на уровне Правительства РФ серьёзно заговорили о развитии мелиорации земель как о факторе стабильного развития АПК. К слову сказать, сегодня в России площадь орошаемых земель составляет всего 7,9% от всей площади пашни. Для сравнения, в Китае – около 50%, Германии – 40% Индии – 35,9%.
Поэтому и была разработана и принята федеральная целевая программа «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014–2020 гг.». Эффект от её реализации трудно переоценить. Выход продукции с орошаемого гектара в два–три раза выше, чем с богарного. При этом себестоимость ниже, а выход валовой товарной продукции больше и лучшего качества. В этом секрет эффективного агробизнеса.
На основе федеральной программы на Тамбовщине, как и в других регионах Российской Федерации, утверждена региональная программа развития мелиорации земель. До 2020 года мы должны ввести в эксплуатацию дополнительно 15 500 га орошаемых земель.
– Какова мотивация развития мелиорации для товаропроизводителей?
– В программе утверждён порядок субсидий для сельхозтоваропроизводителей. Федеральный и областной бюджеты обязуются возместить до 50% затрат на создание орошаемых участков. При этом не важно, отечественное или импортное оборудование было приобретено тем или иным товаропроизводителем.
– Каков порядок вхождения в программу?
– Сельхозтоваропроизводитель принимает решение о создании орошаемого участка. Затем подаётся специальная заявка в управление сельского хозяйства области, далее заказ проекта, а затем уже начинаются строительно–монтажные работы.Необходимо провести и геодезические изыскания. Если грунтовые воды залегают на глубине 3 метра и ниже, то на этих полях можно создавать орошение. Если выше 1,5 метров – нельзя. Может произойти заболачивание почв. И как результат – выбывание земель из оборота, чего нельзя допустить. Это преступление. Учитываются и ландшафты полей: не допускается уклон более 13 градусов – вода попросту будет скатываться вниз. Словом, в мелиорации есть свои технологии. Их необходимо обязательно выполнять.
– Программа уже вступила в действие?
– Пилотный проект был запущен ещё в 2013 году. В Знаменском и Староюрьевском районах было ведено 1154 га орошаемых земель. Мы хотели изучить ситуацию, всё проанализировать, чтобы программа, которая вступила в действие в этом году, начала работать без сучка и задоринки. В 2014 году предполагается строительство систем орошения в Староюрьевском, Тамбовском, Знаменском, Сампурском, Петровском, Сосновском, Мичуринском районах – всего 1 837 га.
Необходимо сказать, что сегодня к поливу товаропроизводители подходят исключительно с научной точки зрения, устанавливания специальные датчики на земельные участки, организуют специальные лаборатории, используют уникальные технологии полива. Всё это позволяет достичь максимального конечного результата.
– Какова роль вашего управления?
– Деятельность нашей организации довольно объёмная, начиная от создания программного развития мелиорации, заканчивая методическими консультациями, инжиниринговым сопровождением проектов. Главное – снять препоны для развития этого направления, научиться управлять рисками в сельхозпроизводстве. Наш регион способен иметь до 100 тыс. га орошаемых земель потому что мелиорация – это технология эффективного землепользования.