Большие возможности
В канун учебного года на правительственном селекторном совещании, которое провёл с руководителями регионов премьер-министр Дмитрий Медведев, Тамбовская область отмечена как регион-лидер по созданию новых ученических мест и благоприятной среды для обучения детей с ограниченными возможностями.
1 сентября в Тамбовской области открыли двери 806 образовательных организаций. Количество школ в этом году уменьшилось на шесть за счёт реорганизации и оптимизации образовательной сети. Около тысячи первоклассников сели за парты. Почти 2,5 тысячи школьников обучаются теперь в уникальной школе «Сколково-Тамбов». В период завершения строительства школы здесь побывали председатель правительства Дмитрий Медведев и министр образования и науки России Ольга Васильева. «Это хороший образец высокотехнологичной школы», — подчеркнул премьер-министр. А глава администрации Тамбовской области Александр Никитин отметил, что стоимость одного ученического места оказалась ниже, чем в среднем по России для новых школ.
К учебному сезону были капитально отремонтированы три школы, в которых прибавилось 300 мест. Таким образом, всего удалось создать 2725 новых ученических мест — это один из самых высоких показателей по России. Реализация данных проектов позволила полностью ликвидировать третью смену и уменьшить долю обучающихся во вторую смену с 6,7 до 3,7%. А до конца года будет завершено строительство новой школы на 1 275 мест в Мичуринске и реконструирована школа на 600 мест в Мордовском районе. Общий объём финансовых затрат за счёт всех источников финансирования по подготовке организаций образования к началу нового учебного года составил более 1,8 млрд рублей.
Выступая на селекторном совещании, министр образования и науки Ольга Васильева отметила Тамбовскую область в числе регионов, где введено несколько сотен новых мест в детских садах и где в образовательной сфере эффективно реализуется программа «Доступная среда»: в 146 учреждениях общего, дошкольного и профессионального образования обеспечена безбарьерная среда. Это 20 процентов всей сети.
Все вопросы, которые поднимались на правительственном селекторе по поводу готовности школ к учебному процессу, в Тамбовской области, решены успешно. Речь идёт не только о завершении капитального ремонта зданий, благоустройстве территорий, но также об обеспеченности учебниками (в том числе электронными), реконструкции спортзалов, об уровне зарплат в системе образования, уровне безопасности, в том числе по перевозке школьными автобусами. У Тамбовской области есть преимущество перед многими другими регионами и по созданию современных условий для занятий научно-техническим творчеством. По федеральной программе строится детский технопарк «Кванториум-Тамбов» на 800 мест, где с детьми будет организована работа по таким направлениям, как: робоквантум, IT-квантум, лазерквантум, космоквантум, промышленный дизайн. Открытие детского технопарка запланировано на октябрь 2017 года.
В сентябре главы городов и районов проведут проверку школьного питания. Губернатор Александр Никитин обратил внимание на то, что питание школьников в агропромышленном регионе должно быть качественным и недорогим.
«Доступная среда»
Вице-губернатор Наталья Астафьева приняла участие в заседании комиссии при Президенте РФ по делам инвалидов, где рассматривались вопросы реализации государственной программы «Доступная среда».
По созданию необходимых условий для обучения и социализации детей с ограниченными возможностями в Тамбовской области делается много. Пятая часть учреждений приспособлена для работы с такими детьми. Успешно развивается система дистанционного обучения детей-инвалидов.
По словам президента страны Владимира Путина, необходимо учитывать индивидуальные потребности людей с ограниченными возможностями, уделять особое внимание их профессиональной подготовке и трудоустройству. Именно эти вопросы прежде всего решаются администрацией области при реализации государственной программы «Доступная среда».
На Тамбовщине внедрён стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в котором обеспечена реализация права каждого ребёнка на образование, подчёркивает Наталья Астафьева. Наша область уже с 2014 года являлась федеральной стажировочной площадкой по направлению поддержки региональных программ развития образования в условиях экспериментального перехода на федеральные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Число специалистов (психологов, логопедов, дефектологов) за два года увеличилось в два раза, появилась новая категория специалистов — тьюторы. На программы подготовки тьюторов идут родители, чьи дети являются детьми-инвалидами. В 2016 году прошли обучение на курсах повышения квалификации и приступили к работе в школах 40 родителей детей-инвалидов, а в этом году обучатся ещё 28 родителей.
Новая инфраструктура создана в детских домах. Здесь появились Центры оказания услуг семье и детям, Центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, Центры психолого-медико-социального сопровождения. Сохранена и модернизируется сеть специальных (коррекционных) школ-интернатов. Сделан акцент на социализацию детей с особыми потребностями и их профессиональную подготовку.
— Перспективной является модель многофункционального центра оказания комплекса услуг семье и детям, — считает Астафьева. — Центр предоставляет услуги для детей, родителей, семей, специалистов общеобразовательных организаций, направленные на реабилитацию детей-инвалидов и защиту прав несовершеннолетних. Создание данной инфраструктуры позволило расширить спектр профилактических и реабилитационных услуг, оказываемых семьям с детьми-инвалидами.
Наталья Астафьева передала в комиссию при Президенте РФ по делам инвалидов предложения от региональной власти для включения в программу «Доступная среда» на следующие годы. Среди них: формирование сети инновационных организаций, которые занимаются проблемами обучения детей-инвалидов; создание безбарьерной среды в стационарных организациях отдыха и оздоровления детей; создание сети реабилитационных центров для детей и молодёжи при колледжах, что позволит в том числе наиболее эффективно решать проблемы социализации и трудоустройства детей.