Примерное время чтения: 4 минуты
362

Анна Неретина: История одной «Нимфоманки» от датского гения

Кинопоиск / Кадр из фильма

В прокат вышла последняя часть «трилогии депрессии» Ларса фон Триера – «Нимфоманка». В этот цикл вошли еще две ленты скандального режиссера – «Антихрист» и «Меланхолия».

Различные общественные движения, радеющие за сохранение, как им кажется, истинного искусства выступили однозначно против нового фильма Триера, объяснив это тем, что картина имеет «сомнительную культурную ценность и направлена на разрушение традиционных норм». Но, тем не менее, фильм вышел в прокат, и воронежцы также смогли увидеть «Нимфоманку» в рамках одного из арт-фестивалей.

С самых первых секунд фильма зритель погружается в непростую атмосферу: дождь, серые постройки, проулок, где лежит женщина в бессознательном состоянии. За кадром играет песня Rammstein. Замечает девушку уже достаточно немолодой мужчина Селигман (его играет Стеллан Скарсгард). Он предлагает вызвать скорую и полицию, но незнакомка (Шарлотта Генсбур) отказывается и просит мужчину напоить ее чаем. Дома между Селигманом и Джо – так зовут незнакомку – завязывается долгая беседа, в основе которой воспоминания девушки, которая открыто заявляет о том, что она – нимфоманка.

«Забудьте о любви»

Так звучит слоган картины. Но, тем не менее, чрезмерность постельных сцен, которые, кстати, никаким образом нельзя отнести к порнографии, нисколько не сводит разговор двух персонажей к сексу, как таковому. По ходу повествования, строящегося на рассказах Джо, Селигман перебивает ее довольно абстрактными комментариями: речь заходит о «ловле на живца», которую Селигман сравнивает с «охотой на мужчин», о полифонии Баха, о православии.

Само повествование похоже на мир «Улисса» – длинное, с множеством отсылок, и точно не такое уж простое. Действие вне пространства, вне времени.

Несмотря на то, что центральная тема, как ни крути, – это сексуальная жизнь главной героини, картина уже точно не является возбуждающей, как может показаться, на первый взгляд. Скорее, наоборот. Чувства от увиденного – смешанные. Подчеркиваю – не от сюжета фильма, а от того, какой смысл он в себе несет.

Но, скорее всего, для российской публики, а уж, тем более, для воронежской, любой вид искусства, где «снимают трусы» вообще не приемлем. На мой же взгляд, запретить бы стоило другие низкосортные фильмы, к примеру «свеженькую» комедию «В спорте только девушки», трейлер которой я посмотрела на днях.

Пока блюстители нравственности ищут возможность кино запретить, оно, тем не менее, находит своего зрителя. Но, как обычно, половина из присутствующих нелепо хихикает над некоторыми сценами, а другая половина – нескончаемо хрустит попкорном. Потом они, не разобравшись вообще в том, о чем, собственно, фильм, будут на каждом углу говорить: «Представляешь, там и правда, постоянно все занимаются сексом. Какой кошмар». 

Пленница телесного

Все-таки фильм «Нимфоманка» – это очень тонкая комедия, с элементами драматического повествования, которая наполнена глубоким, я бы даже сказала, философским смыслом.  

К сожалению, духовного преображения героиня так и не достигает в этой части истории: уходя от обыденности, она привносит в свою жизнь лишь временное освобождение, но, все же она, тем не менее, несчастна и секс для нее становится просто рутинным занятием.

Секс здесь – это просто язык, средство передачи и возможность продолжить спор между мужчиной и женщиной, начавшийся еще в «Антихристе». При этом, наверняка вторая часть, премьера которой запланирована в российском кинопрокате ближе к Международному женскому дню, не даст никаких ответов, а только больше запутает. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах