Примерное время чтения: 4 минуты
68

Более 50% жителей Воронежской области считают себя грамотными потребителями

Подведены результаты социологического исследования по защите прав потребителей на территории Воронежской области в сфере оказания услуг на потребительском рынке региона.

Исследование проводилось в октябре этого года социологической службой АНО «Институт политического анализа и стратегий» по заказу департамента промышленности, предпринимательства и торговли Воронежской области. В общей сложности было опрошено 796 человек.

Согласно данным исследования, чуть более трети жителей Воронежа, принимавших участие в опросе (36,7%), отмечали, что их права как потребителей в текущем году нарушались хотя бы один раз. Каждый четвертый воронежец (24,3%) указывал на то, что его потребительские права нарушались в половине случаев. Примерно сопоставимое количество респондентов из числа жителей областного центра указали на то, что в этом году их права как потребителей ни разу не нарушались. И, наконец, потребительские права 15,7% жителей Воронежа в этом году зачастую нарушались.

Для большинства жителей районов Воронежской области (46,8%), в которых есть отделения Роспотребнадзора, характерна ситуация, при которой их потребительские права в текущем году вовсе не нарушались. В единичных случаях потребительские права респондентов в рассматриваемой группе районов нарушались несколько меньше (33,%). В половине случаев права потребителей были нарушены в этом году у 12,4% респондентов и зачастую нарушались у 6,4% участников опроса.

Самым распространённым нарушением потребительских прав было названо оказание услуги не в полном объеме. Такой позиции придерживается четверть населения областного центра, пятая часть населения районов области, в которых есть отделения Роспотребнадзора, и 17% жителей районов, в которых таких терротделений нет. В ответах горожан на втором месте по распространенности нарушение прав потребителей в виде оказания услуг ненадлежащего качества (20,7%), на третьем – нарушение сроков оказания услуги (12,3%). В меньшей степени воронежцы и жители районов области сталкивались с такими нарушениями, как отсутствие необходимой информации о компании, а также отказ в предоставлении жалобной книги.

83,3% воронежцев отметили, что знают, что их права защищены законом РФ «О защите прав потребителей».  Среди респондентов из районов области этот показатель даже несколько выше (88,5% и 94,0% среди первой и второй групп районов соответственно). В целом же практически каждый десятый опрошенный воронежец, как оказалось, не знает о том, что его потребительские права защищаются законодательством.

При этом более половины респондентов считают себя грамотными потребителями. Максимален этот показатель в Воронеже (63%). В районах, в которых есть отделения Роспотребнадзора, данный показатель зафиксирован на уровне 56,2%, в остальных районах области – 59,8%. Респондентов, не считающих себя грамотными потребителями, меньше всего в Воронеже (23,3% против 38,3% и 36,3% в двух группах районов).

Согласно данным социсследования, абсолютное большинство респондентов не обращалось за защитой своих прав в отделения Роспотребнадзора, 15% воронежцев обращались в данную структуру. Среди жителей районов области, в которых есть территориальные отделения Роспотребнадзора, данный показатель несколько меньше – 6,4%. В тех же районах, в которых нет терротделений, данный показатель крайне низок – 1,6%.

Ответы на вопрос о том, какие трудности могут возникнуть при защите собственных потребительских прав, варьируются в зависимости от места проживания. Так, значительное число воронежцев связывает трудности в защите собственных потребительских  прав в большей степени с нежеланием самостоятельно изучать соответствующее законодательство (22,0%) и с незнанием куда обращаться (21,0%). На третьем месте по распространенности ответов горожан – незнание собственных потребительских прав (15,7%). Далее следуют нежелание тратить на это личное время (13,7%) и стойкое нежелание связываться с недобросовестным поставщиком услуг (12,7%). Наконец, 7,7% воронежцев попросту не верят в успех такой операции.

Основными поводами обращения в суд для защиты собственных потребительских прав являются финансовые потери и нанесение ущерба здоровью. При этом, для воронежцев первый повод актуален в 46,0% случаев, а второй только в 29,3%. Для жителей районов области, напротив, здоровье в большем количестве случаев важнее, чем финансовые потери. Так, соотношение показателей в первой выделяемой группе районов – 30,3% против 57,0%, а во второй – 18,7% против 64,5%. Примерно равное количество жителей Воронежа и районов области в вопросе обращения в суд для защиты собственных потребительских прав поставили во главу угла ущемление личностного достоинства (от 6,0% до 7,6%). При этом 13,7% опрошенных ни при каких условиях не обратились бы в суд для защиты потребительских прав, в то время как в двух группах районов области этот показатель составил 6,4% и 9,2% соответственно. 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах