5 февраля в Курске состоялось подведение итогов прошедшего Года семьи. В рамках реализации государственных программ помощь оказывали многим нуждающимся семьям Курска. Многодетная семья Григорьевых тоже получала финансовую поддержку. Но нуждающейся от этого быть не перестала: вопрос "купить детям новые куртки или оставить деньги на хлеб?" по-прежнему стоит очень остро.
"Помогают нам в основном разово, для видимости. А продуманной политики поддержки многодетных семей у государства нет", - считает отец десятерых детей Игорь ГРИГОРЬЕВ.
Повар, портной и сказочник
"Все неплохо, только вот женской руки в доме не хватает", - делают вывод проверяющие из органов социальной опеки. Эти слова для Игоря Петровича как нож по сердцу. "Вот пусть приходят и прикладывают женскую руку. А меня на все не хватает. У меня голова болит прежде всего о том, как детей прокормить", - сердится отец десятерых детей.
Но за гневом скрывается обида. Ведь он уже три с половиной года изо всех сил старается заменить детям погибшую мать. Трагедия семьи Григорьевых, происшедшая в Курске 3 года назад, прогремела на всю Россию. Многодетная мать Марина Григорьева, ожидавшая 11-го ребенка, выбросилась из окна роддома на последнем месяце беременности.
В первые недели Игорь не представлял, как будет жить дальше: "Почти не помню, как все тогда происходило. Помню, плакал, кричал, помню, кто-то держал..." Но необходимость заботиться о детях быстро заставила взять себя в руки. И он начал учиться жить новой жизнью, в которой не существовало разницы между мужскими и женскими делами, мамиными и папиными руками, между материнской и отцовской заботой.
За три с половиной года Игорь научился многому: мыть посуду, штопать одежду и рассказывать детям сказки на ночь: "Раньше, не поверите, ни одной не знал. А теперь дети без них уже не засыпают. Сказки, в принципе, одни и те же: про Мышку-школьницу, про Колобка, который от бабушки и дедушки ушел, и про Мишку, что за медом ходил. Рассказываю им сказки, а потом включаю светильник-пингвина: без него они тоже не засыпают..."
Справляться с младшими детьми и бытом помогает старшая дочь - 14-летняя Надя. После уроков ей некогда болтать с подружками: до прихода из школы младших братьев нужно успеть сварить обед. Готовить Надя научилась по старой общей тетради, в которую записывала рецепты мама. Теперь каждый день - полноценный обед, а иногда и еще что-нибудь вкусненькое на десерт. Правда, скоро в изобретении меню у Нади появится помощник: брат Паша в этом году начал осваивать специальность повара-кондитера.
"Еле добился для него разрешения на бесплатное питание в училище, - жалуется Игорь Петрович. - Для этого нужна была справка из соцзащиты о том, что Паша из малообеспеченной семьи. А им, сами понимаете, такие справки давать не выгодно: ведь если мы нуждаемся, - значит, они работают не лучшим образом. И, чтобы доказать, что мы малообеспеченные, пришлось еще кучу бумаг собрать!"
"Боженька забрал маму..."
Для самого Игоря Петровича незавидное положение семьи давно не теорема, требующая доказательства, а задача, которая требует решения. Об инфляции он узнает не из телевизора, а чувствует ее в буквальном смысле на ощупь: сумка, с которой многодетный отец возвращается с рынка, с каждым разом становится все легче. "Продавцы, которые знают наше положение, делают скидки. Но даже это уже не помогает, - рассказывает Игорь Петрович. - Зарплата охранника небольшая, а детские пенсии по потере кормильца не увеличивались с позапрошлого года. А цены-то с каждой неделей растут просто бешено! Той суммы, которой буквально год назад хватало, чтобы купить продуктов на неделю, теперь не хватает даже на пару дней. И это не считая лекарств и одежды".
За этими заботами Игорю Петровичу не до высоких материй. И в воспитании детей он придерживается основных принципов: "Для меня сейчас главное, чтобы они были здоровы, сыты, одеты и не баловались. А то, что у них на душе, удается узнать не всегда".
Тяжелых разговоров о матери Игорь Петрович старается избегать. Мальчишки, которые постарше, по-мужски поддерживают отца в этом молчании. А вот младшая "Кнопочка" - 5-летняя Алина - часто спрашивает про маму. Правда, ее уходу она нашла объяснение без помощи взрослых: "Кому-то же нужно Боженьке на небесах кушать готовить. Поэтому он ее и забрал".
Слышать это и Игорю Петровичу, и старшим детям, конечно, нелегко. Но они понимают: того, что случилось, уже не изменить. "Ничего, в принципе жили бы нормально, вот только в материальном плане стало бы чуть-чуть полегче", - говорит Игорь Петрович.
"Пап, дай 50 рублей. Мне нужно мальчику за булочку отдать, а остальное - девочке одной на лечение в школе собирали", - просит 8-летний Леша. "Да, конечно, дам сейчас", - отвечает ему отец.
Тому, что надо помогать другим, он учит детей с детства. Надеясь, что проявленная доброта когда-нибудь бумерангом вернется и в его семью.