Примерное время чтения: 4 минуты
59

На аптеку работаем? (03.03.2009)

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 10 04/03/2009

"Что же это делается? - жалуется соседка далеко еще не пенсионного возраста. - Простой аспирин в аптеках в 3 раза подорожал. А мне тут врачи после приступа гипертонии столько всего понавыписывали - зарплаты не хватит все купить".

Тысячи курян, не попавших в систему льготного обеспечения лекарствами, поставлены сейчас перед дилеммой: работать на аптеку или экономить на лечении.

За ценами следят

Нездоровые тенденции в стоимости лекарств замечены не только страждущим населением области - чиновники рост тоже признали. Правда, по их данным он выглядит не так страшно, как по словам посетителей аптек, но тоже вполне внушительно. Скажем, по информации председателя областного комитета здравоохранения Александра ЧИХИРИНА, в 2008 году розничные цены на лекарства в области увеличились на 16,5%, а за январь 2009-го - на 9%. Такие данные представили ОАО "Курская фармация", ООО "Губернская аптека", ООО "Курский аптечный склад", МУП "Витафарм" и ООО "Фармакор".

При этом, как пояснил Александр Чихирин, больше всего подорожали некоторые препараты импортного производства. В частности, произведенные в Германии. Например, на "Манинил" рост цены составил 40-50%, на "Калимин" - 19%, на "Беротек Н" - 12%. А на отечественные препараты в среднем рост цен в январе 2009 года составил 6,5%. При этом, по данным Росздравнадзора России, в среднем по стране импортные препараты подорожали на 20 %, отечественные - на 10%. Так что Курская область на этом фоне еще выглядит довольно благополучно.

К тому же размер надбавки на все лекарственные средства, в том числе на жизненно необходимые и важнейшие, в нашем регионе не менялся с 2002 года, несмотря на рост затрат, связанных с деятельностью аптечных организаций. А он, по данным областного комитета здравоохранения, составляет: 20% на лекарственные средства, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств (ЖНВЛС) и отпускаемые по бесплатным и льготным рецептам; 30% - при прямых поставках от производителя; 20% - на лекарства, включенные в Перечень ЖНВЛС при поставках через предприятия оптовой торговли; 35% - на лекарства, не включенные в Перечень ЖНВЛС.

Регулируют избирательно

Что же касается государственного регулирования цен на лекарства, то, по словам Александра Чихирина, оно касается только препаратов, включенных в Перечень ЖНВЛС, который утверждается правительством Российской Федерации. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития фиксирует предельные отпускные цены как российских, так и иностранных организаций-производителей, а исполнительные власти субъектов РФ устанавливают на них предельные оптовые и розничные торговые надбавки.

Впрочем, не все надежды возлагаются на федеральный центр: рост цен на продукцию фармацевтических предприятий вынудил курских управленцев заняться анализом их формирования. Таким образом они пытаются изыскать возможность пересмотреть действующие в регионе уже 5 лет предельные торговые надбавки. Кроме того, есть предложение ввести ограничения по арендной плате для аптек.

Но тут все пока непросто и не совсем ясно, как лучше поступить: снизить арендную плату - бюджет ощутит потери; сократить торговые надбавки - аптеки грозят массовым банкротством. И вновь приходится возлагать определенные надежды на федеральный центр. Впрочем, он уже участвует в решении проблемы как может: правительство РФ предоставило области субвенции в 174 миллиона рублей.

Приоритеты определяются

Вообще проблемы с лекарственным обеспечением настольно очевидны, что отрицать их уже никто не берется. По мнению Александра Чихирина, нашей системе здравоохранения необходима четкая государственная политика в этой области. Но, учитывая национальные особенности страны, стоит все же воспользоваться и международным опытом на этот счет.

Скажем, Всемирная организация здравоохранения выработала свои рекомендации. А Россия сейчас разрабатывает свой стратегический документ. Его название звучит как "Концепция развития лекарственного обеспечения в РФ". Предполагается, что документ будет содержать приоритеты в этой области. Наряду с этим он должен определить и практические моменты: варианты финансирования, механизм лекарственного страхования, выбор его оптимальной модели именно для России.

Кроме того, у нас лекарственное обеспечение очень сильно зависит от импорта. По мнению Александра Чихирина, мы не сможем решить нынешние проблемы, пока не перейдем на другую схему оказания медицинской помощи. Дело в том, что число льготников каждый год увеличивается, а количество лекарств все-таки ограничено. Так что на всех не хватает. Впрочем, это на данный момент аргумент в пользу сохранения льготниками за собой права на бесплатное лекарственное обеспечение. Иначе придется изыскивать средства на лечение самостоятельно.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах