Система образования претерпевает множество изменений. Учителей не хватает, а современная наука, добитая тендерами и аукционами, с трудом сводит концы с концами. По школам шагает компьютеризация, а в вузах вводят систему "Антиплагиат". В чём действительно нуждается система образования? Куда ведут реформы, и реформы ли это? Свою точку зрения выскажет Юрий ФИЛИППОВ, декан филологического факультета КГУ, заведующий кафедрой теории и практики журналистской работы.
ЕГЭ не оставляет выбора
- Юрий Леонидович, почему на филфак - факультет, который, главным образом, готовит учителей русского и литературы - идёт всё меньше и меньше студентов. Упал престиж профессии?
- Учитель русского языка, действительно, не самая востребованная специальность. Причём так было почти всегда. Причины объективные: учительство - это каторжный труд, не слишком большая заработная плата и отсутствие социального лифта (карьерного роста). Поэтому, чтобы пойти работать в школу,нужно очень сильно любить профессию. Кроме того, в том, что число желающих поступить на филологический снизилось, сыграл роль и демографический фактор.
- Как поднять престиж профессии учителя?
- Кто сейчас самый уважаемый человек? Тот, кто получает деньги. Если я скажу, что зарплата учителя увеличится в пять раз, то устану отбиваться от абитуриентов.
- Как вы относитесь к ЕГЭ?
- Изначально идея ЕГЭ преследовала очень благородные цели: предоставление абитуриентам равных прав и возможностей. Но они оказались абсолютно недостижимы в силу нашей российской ментальности. Сегодня можно сказать, что равных возможностей ЕГЭ не дал. И если по "точным" наукам ЕГЭ вполне возможен, то к литературе, истории, обществознанию формат тестирования не подходит. Часто в тестах попадаются такие вопросы, где есть несколько верных вариантов ответа, а выбрать нужно один. Кроме того, "ЕГЭ" как проект предполагал давать ребёнку возможность выбора. Желаешь сдавать обычный экзамен - сдавай. Желаешь сдавать ЕГЭ - пожалуйста! У нас же получается, что школьники старших классов ничего не делают, кроме подготовки к ЕГЭ. В школах идёт "натаскивание" на тестирование. Главное - поступить в вуз, а общее образовании в итоге хромает.
- Кстати, о школьных методиках обучения: в этом году текст для изложения девятиклассникам будет зачитывать не учитель, а магнитофон. Как вы думаете, зачем это нужно? И нужно ли?
- Я не вижу в этом смысла. Это игра в модернизацию. Понимаете, некоторые вещи сейчас у нас делаются не ради дела, а ради отчётности и "показухи". Результат подменяется самим процессом. Неужели учитель прочитает хуже машины?
- К чему вообще ведут современные реформы нашего образования? И нужны ли они в таком виде?
- Для того чтобы поправить наше образование, нужно сделать многое. Прежде всего, отменить ЕГЭ, или использовать его как альтернативный вариант. Необходимо сделать престижной профессию учителя. Если он будет знать, что получит адекватные своему труду деньги, которых он и заслуживает, то работать будет ещё добросовестнее. В вузах надо убирать порочную практику внебюджетного образования - это мощный фильтр, который бы повысил качество образования в целом.
Я не говорю, что все внебюджетники не способны обучаться. Среди них есть талантливые ребята, в силу разных обстоятельств не поступившие на "бюджет". Но у них тогда должна быть возможность поступать на следующий год, через год.
Мода на литературу
- Вы - специалист по творчеству Евгения Носова - видели проект памятника "Белому гусю"? Какие чувства он вызвал?
- Сейчас есть такая мода (она, по-моему, началась на Урале) - ставить памятники гаечному ключу, сантехнику и так далее. Я не вижу функциональной значимости этих вещей. А обсуждать, хорош или плох гусь, не буду, потому что я против этого вообще.
- Как вы можете оценить литературную жизнь нашего региона? Изменилась ли она с появлением Литературного музея и Дома литераторов?
- Литературный музей должен быть в любом уважающем себя городе. Это обязательное условие развития культурного процесса в целом. Нужно помнить о корнях, о людях, которые связаны с Курской землёй, которые здесь творили, жили. Дом литераторов давно был необходим - это школа для молодых. Естественно, никто не ждёт, что Курск в одночасье заблещет россыпью молодых литературных талантов. Будут люди, пишущие слабо, плохо. Но на этом фоне и талантливый человек быстрее себя выразит. Это как в спорте: для того чтобы были великие спортсмены, должно быть множество и "нехороших", бестолковых.
Какой словарь купить чиновникам?
- Как вы относитесь к нарушению норм русского языка представителями властных структур? Как бороться с языковыми "ляпами" из уст чиновников?
- Я глубоко убеждён, что каждый уважающий себя человек обязан развивать культуру речи. Не может публичная личность, стоящая у руля власти, говорить безграмотно. Это неправильно. От орфоэпического словаря никому не будет хуже: ни политику, говорящему с высоких трибун, ни народу, внимательно его слушающему.
- Если бы вы проснулись министром образования, что бы вы сделали в первую очередь?
- Для того чтобы быть министром образования, надо всё-таки иметь масштабность взгляда. Сначала необходимо поработать хотя бы заместителем министра. Я думаю, что многие наши беды происходят от того, что некоторые руководители перешагивали должностные ступеньки. Раз - и начальник. А до этого не был ни помощником, ни заместителем. Это как взять нашего преподавателя и сразу же поставить ректором.
Сидящий в окопах видит только то, что творится рядом, а командующий фронтом видит весь фронт.
Если бы я проснулся министром, я бы пролоббировал заработную плату учителям, но прежде всего, приучил бы людей к исполнительской дисциплине. Потому и самолёты падают: дело не в технике и не в экономии средств, дело - в разгильдяйстве каждого отдельного человека.