Два человека погибли, двадцать восемь ранено. Это итог автокатастрофы, которая произошла вечером 6 октября в Чаплыгинском районе.
Трагедия случилась в километре от границы с Рязанской областью на трассе Чаплыгин - Каспий. В начале десятого вечера здесь столкнулись три автомобиля - легковой "Опель" из Чаплыгина, тяжеловоз "МАЗ" из Астрахани и пассажирский автобус, следовавший по маршруту Липецк - Москва. На месте катастрофы побывали корреспонденты "АиФ-Липецк".
Проклятое место
...Мы волновались, что не найдем место катастрофы. Слышали, что это километрах в двадцати от Чаплыгина по московской трассе. Волновались зря. Еще километра за два - осенний воздух был чист и прозрачен - различили скопление машин и странное оживление на трассе. Чем ближе подъезжали, тем становилось страшнее...
Первое, что привлекало внимание - автобус. Вернее, то, что от него осталось. Передняя часть - всмятку, сквозь разбитые окна по ветру полощутся рваные куски розовых шелковых занавесок. В салоне - сваленные вперемешку кресла, обломки металличе-ских стоек, вещи пассажиров - сумки, книги, потерянная обувь. И кровь, кровь, кровь... Единственный предмет, который остался целым и невредимым - небольшой телевизор на полочке справа впереди.
"Здесь четыре "скорые" всю ночь работали, - говорит подошедший инспектор ГАИ. - Три из Чаплыгина, одна из Рязани. Каждая по несколько рейсов делала. Раненых развозили и в Чаплыгин, и в Липецк. Одну женщину госпитализировали в Александро-Невский, это в Рязанской области".
Вся трасса усыпана странными предметами. Кипы разноцветных женских плавок, сотни упаковок с чаем, пачки каких-то лекарств, разбросанные мешки, сквозь дыры в которых сыплются удобрения, новые, еще с этикетками кроссовки и модельные женские сапоги... Это груз из когда-то огромного "мазовского" прицепа. После удара пассажирского автобуса от него остались одни обломки. Лежит смятый номер 30-го региона - машина из Астрахани. Передняя часть "МАЗа" валяется на боку в кювете метрах в трех от дороги. Слева на обочине - белый "Опель-Корса". Небольшой автомобиль кажется еще меньше из-за того, что передняя часть у него смята в гармошку. Вокруг водительского сиденья - куски рваного металла. На уровне, где была голова водителя - огромное кровавое пятно... Рядом с машиной - ведро с водой. В нем цветы.
"Сегодня утром к погибшему жена приезжала, - объясняет наш добровольный провожатый. - Это из-за него, бедолаги, все и произошло. Какую беду людям причинил. А теперь и спрашивать не с кого"...
"И вдруг - стена"...
"Это было в десятом часу вечера, - рассказывает "АиФ-Липецк" чудом оставшийся в живых 50-летний водитель "МАЗа" Рамазан
СУЛТАНОВ. - Я выехал из Чаплыгина. Трасса была свободной, кроме моего тяжеловоза и встречного "Опеля" никаких машин не было. Вдруг эта иномарка выскакивает на полосу встречного движения. Сначала меня ослепил резкий свет фар: "Опель" не выключил дальний свет. Я и опомниться не успел - он уже под мой "МАЗ" заскочил... От удара грузовик перевернулся. Прицеп лег набок и перегородил трассу. Меня вместе с сиденьем выбросило в кювет. Я открываю глаза - надо мной нависла кабина моей машины. И вдруг - еще один страшный удар. Потом оказалось, что это в прицеп, который поперек дороги лежал, врезался московский автобус. Кабина наклоняется и медленно начинает падать - прямо на меня... Я кое-как скинул с себя сиденье и отполз метра на три. И тут прямо на то место, где я только что лежал, падает железная махина"...
Водительский стаж Рамазана почти тридцать лет. Под Астраханью у него семья - жена, дети, внук. Он - единственный кормилец. Все время на междугородних перевозках. Фирма-владелец грузовика уже прислала рабочих из Москвы. Они пытаются собрать то, что осталось от груза.
В автобусе ехали 49 человек. Из Москвы, с Павелецкого вокзала экспресс вышел в 4 часа дня. Многие пассажиры уже спали.
"Мы ехали, и вдруг перед нами возникла стена, - вспоминает пассажир автобуса Валерий ЛАЗАРЕВ. - Водитель утопил педаль тормоза в пол. А дальше - просто ужас. Сразу поломались все сиденья, посыпалось стекло. У меня в кусочках стекла были все волосы, куртка, штаны. Началась паника, крики, причитания. Мы даже не сразу поняли, что произошло. Выбираться приходилось через окна. Но особенно сегодня вспоминается сплочённость, с которой действовали пассажиры. Совершенно незнакомые с друг другом люди в беде стали словно одна семья".
Пассажиры сами освободили 45-летнего водителя, которому зажало ноги. К сожалению, спасти его не удалось - мужчина умер по дороге в больницу. Через разбитые стекла выносили раненых. Действовать приходилось быстро - боялись, что автобус загорится. Затем стали подъезжать "скорые" из Чаплыгина и Рязани. К счастью, медики приехали быстро. Чтобы забрать всех пострадавших, им приходилось делать по нескольку рейсов.
Раненых спасали и ЛОР-врачи, и гинекологи
Сейчас у чаплыгинских врачей аврал. Они выписывают больничные всем пострадавшим. Той роковой ночью тоже было жарко: их вызвали из дома на внеочередное дежурство. Операции делали все, кто может держать скальпель в руках: гинекологи, ЛОР-врачи, все штатные хирурги города.
В настоящее время многие из тех, кто пострадал не очень сильно, уже разъехались по домам. Под пристальным вниманием медиков остались только две пассажирки автобуса. 46-летняя Тамара раньше жила в Приднестровье. Приехала в Россию недавно и очень хотела вернуться на родину. Зачем ехала из Москвы в Липецк, не помнит - у нее черепно-мозговая травма. Тупая травма живота. Осколками стекла посечено все лицо. Осколком ребра Тамаре пробило легкое. К ней той роковой ночью на вертолете прилетал нейрохирург из Липецка. Сказал: опасности для жизни нет. Оперировать тоже не нужно. Ещё одной тяжёлой больной 24 года. Девушка до сих пор находится без сознания.
Cотрудники ГИБДД причиной автокатастрофы называют "человеческий фактор".
По предварительной версии следствия в этом ДТП виноват 35-летний водитель "Опеля".
"То ли отказало управление автомобилем, то ли что-то случилось с его водителем, - говорит начальник УГИБДД УВД Липецкой области Алексей АКСЁНОВ. - Уже установлено, что вины водителя автобуса в трагедии нет. У фирмы-владельца автобуса все документы в порядке".