Примерное время чтения: 5 минут
64

Станет ли "Нина Заречная" брендом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 17/02/2010

За кризисом как-то позабылась попытка администрации области создать мировой бренд для Ельца. Несколько лет московская рекламная фирма работала над проектом, который сделал бы из города "конфетку" для иностранных туристов.

Размах был ещё тот: поездки за границу, обещание снять рекламный фильм при участии Би-Би-Си, который бы "привязал" Елец к Тамерлану, одиному из самых раскрученных мировых брендов, в основном благодаря голливудским красочным фильмам.

Почему повернул Тамерлан

История подарила Ельцу выигрышный факт. В 1395 году войска среднеазиатского полководца Тамерлана шли на Москву, разграбили и сожгли Елец и вернулись обратно в степь. Почему? Что случилось в Ельце? У самого обстоятельного из отечественных историков Сергея Михайловича Соловьёва на этот счёт написано следующее: "Тамерлан вошёл в русские пределы, взял Елец, пленил его князя, опустошил окрестную страну... Простоявши 15 дней в земле Рязанской, опустошив оба берега Дона, Тамерлан вышел из русских пределов в тот день, когда москвичи встретили образ Богородицы, принесённый из Владимира". В Ельце это трансформировалось как явление иконы Елецкой Божией Матери.

Великий учёный Лев Гумилёв в своих книгах об отношениях Древней Руси и Великой Степи однозначно указывает: Тамерлан повернул обратно в степь, потому что в это время у него в тылу вспыхнуло несколько восстаний.

Московская фирма, работавшая над брендом, предложила легенду, созданную по замусоленному образцу: в 1395 году в Ельце правил князь Фёдор Елецкий, участник Куликовской битвы. При осаде города он был пленён. И молодая княжна взяла икону Божией Матери и направилась во вражеский стан выручать отца ... А дальше - ещё глубже. Говорят, что при вскрытии гробницы Тамерлана в ней был обнаружен ещё и женский скелет с русой косой.

Смех сквозь слёзы

Местная краеведческая общественность посмеялась над попыткой "привязать" Елец к Тамерлану. Но этот антиисторический бред-бренд понравился первым лицам области. Им хотелось найти "красочные легенды и яркие образы", подобные тем, которыми толпы туристов "угощают" в Турции, Греции и других странах. Уж кто-кто, а политики знают, что известность легче всего приобретается через скандал. И после скандальных публикаций о якобы найденной княжне, они ждали "манны небесной" - иностранных инвестиций.

Пока же расходы оплачивались за счёт областной казны. Только чиновникам известно, сколько миллионов бюджетных денег "отсосала" рекламная фирма. И никто не ответил за потраченные впустую деньги налогоплательщиков.

Ангажемент чеховской героини

А меж тем бренд для Ельца как говорится "в руки плывёт". Это показал Чеховский юбилей. 47 актёров и режиссёров из Италии, Германии, Польши, Швеции, Франции, Англии, Греции, Кипра на Павелецком вокзале Москвы сели в плацкартный вагон и в 5 утра прибыли в морозный провинциальный Елец. Они проехали дорогой персонажа пьесы "Чайка" Нины Заречной, которая "говорила" влюблённому в неё Константину Треплеву: "Завтра ехать в Елец, с мужиками, в третьем классе. А в Ельце образованные купцы будут приставать с любезностями. Груба жизнь!"

Только представьте, на театральных сценах всего мира вот уже более ста лет на разных языках повторяются эти поистине брендовые слова - "Елец" и "купцы". Нет сведений о пребывании в Ельце Антона Павловича Чехова. Но вполне вероятно, что он видел большой купеческий город сквозь оконное стекло вагона, когда ехал поездом на Украину или в Ростов.

Каждый из иностранных участников юбилейной акции привёз свой камень, который мысленно заложил в основание будущего памятника провинциальной актрисе Нине Заречной. Пока что камни хранятся в елецком театре "Бенефис". И просто грех со стороны властей не воспользоваться этим случаем и не поставить памятник литературной героине. Она, конечно, многолика: каждая актриса её играет по-своему. Но она более реальна и прославлена, чем многие наши известные современники.

Уже говорят, что на памятник денег нет. Когда нужно руководителям, деньги всегда находятся - на дурацкую рекламу и на прожектёрские штучки.

Кстати, это уже не первый случай, когда Елец привязывают к Чехову. В 2004 году тогдашний главный режиссёр елецкого театра "Бенефис" Владимир Коломак хотел устроить фестиваль провинциальных театров "Ангажемент Нины Заречной".

Время не сохранило театр, в котором могла бы играть Нина Заречная, будь она лицом историческим. Здание театра "Бенефис" построено десятилетием позже появления "Чайки", в начале XX века, как Народный дом. В этом прекрасно сохранившемся здании театральный зал на 200 мест с тёмно-красным бархатом перил и стульев. И в этой обстановке спектакль по Чехову покажется максимально приближенным к месту и времени создания. А действо продолжат старинные улицы, дома и церкви.

Елец, конечно, бунинский город. Здесь прошли детство и юность нобелевского лауреата Ивана Алексеевича Бунина. И он описал город настолько поэтично и вдохновенно, что пробудил в читателях любовь к Ельцу. Город пока во многом сохраняет современный Бунину облик богатого купеческого города рубежа XIX-XX веков с его церквями, двухэтажными особняками и первым в России элеватором. Но проза Бунина, купеческий Елец и даже город воинской славы - это наше родное, местное и скромное.

А сегодня, когда создаётся туристско-рекреационная зона, постоянная бесплатная реклама в чеховской "Чайке" как нельзя кстати. Тем более, что так много в последнее время делается в Ельце для его прославления. Вот уже два года собираются потомки елецкого купечества. Инициатором этих встреч выступил известный краевед Владимир Заусайлов. За двадцать лет им собрана огромнейшая сокровищница сведений о прошлом города, издано несколько книг о купечестве.

Властям остаётся только беречь Елец, его старинные здания и улицы. А бренд - так его и без них создал Чехов.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах