Примерное время чтения: 4 минуты
53

Воспоминания о "Грозном"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 25 18/06/2008

Юность Станислава ТУГОВА пришлась на тяжелое военное время. Однако именно благодаря этому он познакомился с известным писателем Валентином Пикулем - как-никак служили на одном корабле. Своими воспоминаниями о той поре Станислав Сергеевич поделился с корреспондентом "АиФ-Тамбов".

"Пикуля все звали просто Валькой"

Военная карьера нашего героя началась так же, как и у многих мальчишек, мечтавших попасть на фронт. В августе 1942 года приказом народного комиссара Военно-морского флота СССР адмирала Н.Г. Кузнецова была создана школа юнг с дислокацией на Соловецких островах. Учеников туда набирали на добровольной основе во всех крупных городах России. В числе полутора тысяч счастливчиков оказался и пятнадцатилетний Станислав Тугов из Кинешмы. После окончания этой школы многим мальчишкам, не достигшим 18 лет, предоставлялась возможность стать участниками боевых действий. Так что уже через год упорной учебы юный Станислав оказался на Северном флоте. Его определили юнгой на эсминец "Грозный".

"Так получилось, что я оказался на одном корабле с Валентином Пикулем, - вспоминает Станислав Сергеевич. - Он был юнгой, как и я. Все его просто Валькой звали! Он был тогда небольшого роста, худощавый, очень подвижный, моложе всех остальных. Валентин Пикуль был романтиком, мечтал стать моряком, как и его отец, и уже в возрасте 14 лет бежал в школу юнг на Соловках. Так как отбор в школе юнг был строгий, Валентину Пикулю пришлось прибавить себе год. И окончательно решило его судьбу собеседование, на котором Валентин Пикуль показал свои знания о море и морской службе, полученные в кружке юных моряков при Дворце пионеров".

После войны пути будущего писателя и тамбовчанина разошлись

Уже на третий день по прибытии на корабль молодым бойцам пришлось участвовать в военных действиях. В задачи их судна входил обстрел вражеских берегов, набеговые операции на коммуникации немецкого транспорта, охота за вражескими подводными лодками. Но основным предназначением было эскортирование транспортов с грузом. Со стороны это может показаться не таким уж сложным заданием для боевого корабля, однако в годы войны такие операции были делом нелегким.

"В ту пору формировали караваны транспортов у Исландии, в порту Рейкьявик, - говорит Станислав Сергеевич. - До острова Медвежий караван сопровождал американский конвой, а от острова до Мурманска - советский. На советском участке было больше всего нападений. Путь от Рейкьявика до Мурманска, эти 2400 км, даже называли "Дорогой жизни".

Однако и нашему герою, и будущему писателю удалось с честью пройти все испытания. После победы их жизнь сложилась по-разному. Станислав Тугов в сентябре 1945 года был направлен на обучение в объединенную школу Северного флота, по окончании которой ему присвоили звание старшина первой статьи, а затем назначили главным боцманом эсминца "Грозный". Через три года он демобилизовался и в 1950 году поступил в Кинешменский технико-технологический техникум. Потом Станислав Сергеевич работал в ГДР, а оттуда был направлен в управление материально-технического снабжения Тамбовского совнархоза. Тут наш герой и осел окончательно, вспоминая былые сражения и боевых товарищей.

Валентина Пикуля Станислав Тугов так больше никогда и не встретил. Однако произведения его читал с удовольствием. "После победы он незаметно ушел с корабля, никто с ним и не попрощался, - рассказывает Станислав Сергеевич. - Дело в том, что мы уже достигли призывного возраста и пошли служить, а Валентину еще не было 18. И его свободно отпустили домой. Только когда появились его первые работы, мы поняли, что с ним все хорошо...".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах