С Сергеем мы встретились, когда он приехал в Тамбов в ведомственную поликлинику, чтобы снять гипс. На мой вопрос, связано ли это с работой, посмеивается: на дороге чего только не бывает!
"В милиции служил и мой отец"
К "гаишникам" в народе отношение далеко не однозначное. Так что наш разговор с Сергеем Духаниным был далеко не "сахарным и сиропным". Впрочем, судить об этом не мне. Начали, как водится, с вопроса о том, как он пришёл в профессию.
- Сергей, скажите: в ГАИ вы пришли просто потому, что для мужчины это престижная работа, или же по убеждению?
- По убеждению, скорее всего, так как отец был милиционером в МВД. По сути, у нас начала складываться семейная династия. Работал сначала в Первомайском ГАИ, потом объединили инспекции нескольких районов, и нас сделали батальоном.
А в 2008 году я окончил юридический институт, и с должности инспектора был назначен на должность заместителя командира взвода. Так что уже более десяти лет мы обслуживаем именно федеральную трассу.
На дороге чего только не бывает
- Много слышала о вас как о человеке, который отличается личным мужеством и отвагой, не раз проявлял себя в задержании преступников?
- Дорога - явление уникальное, здесь всякого рода происшествий хватает...
- Например?
- 8 октября 2011 года нами был задержан автомобиль "Хёндай - Соната" с рязанскими номерами, водитель и пассажир которого проходили по ориентировке как подозреваемые в убийстве таксиста. Дело в том, что владелец автомобиля использовал его для частного извоза. Он посадил двух молодых людей далеко в нетрезвом состоянии, и, когда пришло время расплачиваться, они попросту решили его задушить. Но мужчина оказал сопротивление, поэтому они нанесли ему несколько ножевых ранений, как оказалось, не совместимых с жизнью. После чего они выкинули водителя из машины и отправились на этом автомобиле кататься безо всякого зазрения совести.
Мы получили информацию о том, что они движутся по трассе в нашем направлении, с поста ГАИ, который располагается в 10 километрах от нашего. Я как раз находился на посту ДПС, принял по телефону информацию от коллег о том, что они преследуют автомобиль, который проходит по убийству.
Наш пост оснащён по всем стандартам: мы подняли шлагбаум, перекрыв трассу, поставили патрульный автомобиль, чтобы не допустить проезда преступников в Тамбовскую область и оказать помощь в задержании опасных преступников соседям.
Водитель прекрасно видел то, что поднят шлагбаум, и, не доезжая до поста, сошёл с трассы в кювет, но удержался - не перевернулся. За ним съехал и преследующий их рязанский автомобиль сотрудников ГАИ. Им пришлось подставлять свой автомобиль, который оказался разбит полностью, для удара, чтобы машина преступников не оторвалась от преследования полевыми дорогами, по обочине.
Автомобиль "Хёндай - Соната" на полном ходу врезался в шлагбаум. К счастью, ни рязанские сотрудники, ни наши не пострадали. Задержали двух подростков, один из них уже проходил по аналогичному случаю. Дальше ими занимались специалисты из рязанской прокуратуры, а всё задержание мы произвели, по сути, полностью.
От трагичного до комичного - один шаг
- Да, чем-то остросюжетный боевик напоминает. И что, всегда так вот опасно проходит служба?
- На дороге и трагичного, и комичного хватает.. В том же 2011 году остановили на посту автокран, водитель и пассажиры которого были в состоянии очень сильного опьянения. Документов ни на автокран, ни каких-либо других при них не было.
Пришлось по госномеру выяснить, кому автокран принадлежит, поскольку никакого заявления об угоне техники не поступало. Хозяин даже был не в курсе, что его угнали. Мужичкам просто невмоготу было идти пешком, и они решили сами себя "подвезти" на первой попавшейся технике. Но, что называется, бес попутал: повернули не в ту сторону, и попали прямо в "объятия" гаишников. Так что рассказывать о том, с чем сталкивается дорожный патруль во время службы, можно часами.
Об американцах, коррупции и чести офицера
- Американские, например, полицейские обучаются оказанию первой помощи на дорогах. Вы это делаете по наитию, на основе накопившегося опыта, или же обладая специальными знаниями?
- И из опыта тоже. Но у нас два раза в неделю в обязательном порядке проводятся занятия в городе Тамбове. Каждый месяц в Тамбове проходят учения в центре медицины катастроф. Там на макетах мы обучаемся прямому массажу сердца при его остановке, делаем это и "вживую". Учимся различать кровотечения - артериальное и венозное. Как видите, в вопросе оказания первой медицинской помощи у нас всё поставлено не хуже, чем в подготовке американских полицейских.
- Один миф, гласящий, что российский гаишник уступает в профессиональной подготовке своим, зарубежным коллегам, мы с вами благополучно развеяли. Существует другой - о пресловутой "палочке" сотрудника ГИБДД, которой он ловко сшибает деньги. Как, собственно, реально обстоят дела со взятками в системе? С вымогательством на дорогах?
- Вы знаете, вот эти разговоры о сотрудниках в нашей структуре в одно время были в какой-то степени продиктованы несовершенством законодательства, поскольку штрафы взимались на месте, по квитанциям. Это давало почву для пересудов. Устоялась легенда, которая имеет место быть и сегодня. Хотя работа поставлена совершенно в другие рамки, в другое русло.
В батальоне есть служба собственной безопасности, контролирующая проявления коррупционного характера. Но с того момента, как наш батальон образовался, у нас таких фактов не было, и по взяточничеству у нас никто не проходил. Да и смысл размениваться на "левые" деньги, тем более сейчас, когда в рамках реформы нам обещают значительно поднять зарплаты, невелик.
- Вы видите именно в реформе потенциальную преграду коррупций?
- Бесспорно. Хотя и до реформы, я считаю, офицер милиции ни при каких условиях не должен был марать свою честь взятками и крохоборством.
"Провести меня не так-то просто..."
- Сергей, признайтесь: сложно быть руководителем подразделения? Тем более, когда люди пришли к вам с разных районов, с разных должностей?
- Всё зависит от руководителя. Как он поставит, так и будет. Если руководитель слаб, если он морально не может справиться со своими должностными обязанностями - значит, он не на своём месте. Я был простым инспектором, стоял так же, как и все, на дороге, и знаю все нюансы службы. Обмануть меня сейчас очень тяжело. Если, конечно, кто-то захочет...