Он такой один на всю страну - по Конституции и по факту. Поэтому когда он приезжает в какой-нибудь регион, местные власти изо всех сил изображают радушие и рисуют для него оптимистическую картину.
Белгородским властям в этом смысле сильно стараться не пришлось: радушие и гостеприимство у нас в крови, да и благополучных картинок с натуры, в отличие от иных регионов, хватает. Но все-таки приезд президента Путина на прошлой неделе поставил на уши весь Белгород и его окрестности.
Вот приедет барин...
- Будь он неладен, этот Путин! - пожилой водитель маршрутки сердито выбрасывает окурок в окно. - Дороги из-за него перекрывают, документы по сто раз на дню проверяют. Лучше бы сидел у себя в Кремле! Вот вы мне скажите, чего он приезжал?
- Совет по национальным проектам проводить.
- А что такое национальные проекты?
- ...
Таким, как он, визит Президента в сопровождении членов уже отставного на тот момент правительства, глав регионов и лидеров думских фракций был, что называется, "побоку". О том, что Владимир Путин облетел на вертолете Белгородскую область, где посмотрел на индивидуальное жилищное строительство и покормил из бутылочки с соской недельную телочку, многие узнали только из вечерних выпусков новостей. И лишь считанные единицы озадачились вопросом, с чего это большая часть столичного истеблишмента пожаловала в наши широты - к худу али к добру?
Часть населения, критически настроенная к региональным властям, по извечной российской привычке потирала руки в ожидании приезда главы государства: вот ужо приедет барин, посмотрит на местных феодалов с их беззакониями и учинит справедливый суд. Вера в доброго царя-батюшку неизбывна и неискоренима. Владимир Путин их наверняка разочаровал: опыт белгородский хвалил (хоть и сдержанно - по своей всегдашней привычке), в телекамеры улыбался, а простому народу махал рукой. Разве что скучающий взгляд выдавал усталость от постоянных поездок по регионам нашей бескрайней родины...
Иные белгородцы почитали приезд главы государства за великую радость: заслужили-таки внимание, теперь главное не ударить в грязь лицом и показать все лучшее, что у нас есть! Именно таких граждан можно было видеть вечером в телевизоре. Они замирали от восторга при приближении президента, рассказывали о молочных реках, которые берут начало на современнейших белгородских фермах, демонстрировали доступное и комфортное жилье, которое можно построить в кредит только на Святом Белогорье. Но и их было не так много. А что же большинство?
"Не оставляйте страну и нас!"
А большинство не проявило к визиту президента сколь-нибудь явного интереса. На людей вроде дамы с плакатом "Владимир Владимирович! Мы просим вас не оставлять страну и нас!" (была на пути главы государства и такая) они смотрели скорее с удивлением. Более того, немало нашлось и тех, у кого визит президента (а скорее подготовка к нему) вызвала откровенную досаду.
Двум белгородским журналистам, в числе прочих дожидавшимся под проливным дождем приезда Путина рядом с домом фермеров Павленко на протяжении четырех часов, пришло в светлые головы справить малую нужду в соседнем лесочке. Они незаметно отошли в сторонку, зашли за деревья и уже было собрались сделать свое дело, как вдруг заметили какое-то шевеление в кустах. Присмотрелись - и разглядели угрюмого товарища в камуфляже и с автоматом. Нужно ли говорить, что представители пишущей братии поспешно ретировались, так и не воплотив задуманное?
Жители областного центра могли наблюдать "перегибы на местах" всю первую половину прошлой недели. В дневное время на проспекте Богдана Хмельницкого от аэропорта до самой Харьковской горы выстраивались пробки: дорожные рабочие спешно латали и без того вполне приличную трассу. Штукатуры-маляры старательно придавали божеский вид фасадам домов (во дворах "наводить красоту" не стали). Жители Народного бульвара с недоумением наблюдали, как благоустроители под моросящим дождем мыли к приезду президента... елки.
- Это еще ничего! - комментировал ситуацию безжалостно изгнанный из-под елки (у него там, возможно, гнездо было) бомж. - Я в армии служил, так у нас в части к приезду Грачева (министр обороны в середине 90-х. - Прим. ред.) траву красили!
Надо заметить, что в день президентского приезда наши корреспонденты не увидели на улицах Белгорода ни одного бомжа. Но депортировали их с улиц стражи порядка или они сами попрятались от государева ока - тайна, покрытая мраком.
Для некоторых визит президента оказался чреват непредвиденными расходами. Так, один из читателей "АиФ", мелкий предприниматель, по настоянию ответственных за безопасность Путина лиц на два дня приостановил работы в районе Сосновки, отправив своих рабочих в отпуск без содержания. И ему убытки, и им радости мало. Но что поделать, если безопасность превыше всего?
Конституция как аргумент
Члены уволенного накануне правительства, отдельные депутаты думы и главы регионов, прилетевшие в Белгород непосредственно к Госсовету, ощущали себя на вторых ролях. Рядовые преподаватели Белгородского университета могли пообщаться в холле Молодежного культурного центра с министром экономразвития или перекинуться парой слов с Юрием Лужковым. В актовом зале вместе с белгородскими артистами пускался в пляс Владимир Жириновский, сопровождаемый укоризненным взглядом Геннадия Зюганова.
Губернатору Евгению Савченко, на чьи плечи лег прием высоких гостей, пришлось нелегко. С одной стороны, он продемонстрировал, что переназначивший его президент не ошибся в своем выборе. Высокий уровень социальной защиты населения, варианты реализации нацпроектов, инновационный университет, где развивают высокие технологии и создают наноматериалы XXI века - все это свидетельствует в пользу губернатора. С другой стороны, с некоторыми из высоких гостей (например, с лидером ЛДПР и мэром Москвы, причастным к известной антигубернаторской кампании 2005 года) у Евгения Степановича отношения, мягко говоря, прохладные. Губернатор означенных персон старательно избегал.
Правда, камня в огород местным властям избежать не удалось. На заседании Совета по нацпроектам, коснувшись введения основ православной культуры в школьную программу (на Белгородчине этот предмет повсеместно изучается как "региональный компонент"), Владимир Путин подчеркнул светский характер российского образования и заявил: "У нас в Конституции записано, что Церковь отделена от государства". Президент отметил, что сама идея воспитания подрастающего поколения в духе моральных императивов мировых религий ему нравится, но тут нужно найти приемлемую для всего общества форму. По-видимому, на Белгородчине считают, что эта форма уже найдена.