Примерное время чтения: 6 минут
6834

Белгородчина - пристанище ведьм?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 51 22/12/2010

Нашему корреспонденту удалось обнаружить в архивных документах, что в Белгородскую область в XVII веке по царским указам ссылали ведьм и колдунов со всей Руси, а в XVIII веке дела о колдовстве даже рассматривались Белоградской духовной консисторией.

Действительно, в некоторых документах XVII века, посвященных расследованию дел о колдовстве, порче и так далее, имеются приговоры о высылке виновных "на вечное житье" в "украинные" (то есть окраинные) города, в числе которых в те времена был и Белгород, и другие города Белгородчины.

"За волхвов -

бить батогами"

Например, в 1684 году такая участь постигла "стрельца Ваську Баранникова и отставного стрельца Лёвку Барана с женою", отправленных на окраину государства "за воровство и волшебство". В 1648 году белгородскому воеводе Тимофею Бутурлину была послана царская грамота, где говорилось, что "иные прелестники... в городех и уездах бывают со многим чародейством и волхвованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают", для лечения приглашают домой "чародеев и волхвов и богомерзких баб-вдов". Царь Алексей Михайлович распорядился провинившихся в подобных делах бить батогами. Скорее всего, телесные наказания помогли мало, поскольку в феврале и апреле 1653 года последовали новые грозные указы на имя воевод в Карпове (этот город располагался в районе современной Томаровки) и на Осколе (ныне Старый Оскол). Уличенных в колдовстве в третий раз "злых людей и врагов Божиих" было велено сжигать в срубах "безо всякой пощады", а дома их разорять до основания.

К счастью, народная память не сохранила частых случаев подобных расправ, а значит, ничего похожего на массовые костры западной инквизиции и "охоту на ведьм" Московская Русь и, в частности, Белгородчина не знала. Как утверждает известный белгородский историк и краевед А. Крупенков, подобные случаи были единичными, исторических данных и документов на этот счёт мало, а специальных исследований вообще не проводилось.

Консистория против колдунов

Особо упорной борьбой с чародеями и вообще с народными поверьями и суевериями, судя по историческим документам, отличались XVII и XVIII века российской истории, причем главная роль здесь принадлежала Православной Церкви. Мы обратились к сохранившимся в Государственном архиве Белгородской области документам Белоградской духовной консистории XVIII века.

Белоградская епархия, созданная в 1667 году по постановлению Большого Московского собора, в эти два века была весьма обширна, включала в себя значительные территории Курской и почти всю Харьковскую губернии, и была разделена только в 1799 году. С 17 столетия по 1721 год на Белоградской кафедре восседали митрополиты, позже - епископы. Один из митрополитов, Мисаил, оставил "Окружное послание", в котором обличал в своей пастве "хождение к чародеям и волхвам и призывание их к себе на дом к малым детям и больным младенцам", отчего "многие люди, забыв Бога и православную христианскую веру, тем прелестникам последствуя, внезапною смертию помирают".

Несколько весьма примечательных "духовных дел", связанных с колдовством, рассматривались и при святителе Иоасафе Горленко. Так, в1750 году у каптенармуса Белгородского полка Карпа Булавина оказалась пришитая к печатному букварю "заговорная волшебная тетрадь", которую, как он объяснил, дал ему ротный писарь Амос Грезный, за что их обоих, как людей военных, "дабы вперед таких волшебств и безумных суеверств чинить не дерзали, при собрании полка, прочим в страх, учинить телесное наказание".

В 1752 году бригадира Фёдора Костюрина дворовая жёнка Марфа Королёва была взята в Курскую воеводскую канцелярию по обвинению её в том, что "портила" господина и госпожу свою волшебством. Дело это хранилось в архиве Курской духовной консистории. Марфа показала, что "дочь её с дворовым человеком онаго бригадира блудно жила, а бригадира жена била её дочь батожьем за оное падение, и за то злясь она, Марфа, чинила волшебство и вынимала у господина своего след на земле с приговором, чтоб он был всегда болен, от которого волшебства бригадир и поныне находится в болезни...".

С этой ведьмой, признавшейся в своих деяниях, в то время надлежало поступить по строгому указу императрицы Анны Иоанновны - сжечь. Архивы говорят, что Курская канцелярия препроводила эту Марфу под конвоем в консисторию, а та отослала в Белоградскую губернскую канцелярию "для учинения с нею по указу". Конец истории неизвестен.

"Все состоит добре и благополучно"

В Государственном архиве Белгородской области хранится два документа, содержащие указы императрицы Екатерины II на эту тему. Это, во-первых, рапорт 26 ноября 1770 года в консисторию на имя Преосвященнейщего Самуила, епископа Белоградского и Обояского из харьковского духовного правления. Указом императрицы "велено...всемерно истинно наблюдать, не делается ли где какия суеверия, не проявляет ли кто для скверноприбытчества каких при иконах святых или при кладезях, источниках ложных чудес,... не являются ли где кликуши и притворцы юродцы и босые,...и ежели таковые где-либо явятся суеверствия, то лживые чудеса провопедающих брать для распросов". Далее в архивной папке содержатся документы-рапорты из Нового Оскола, из Ахтырского монастыря, Курского Троицкого девичьего монастыря, от священников Белгородского уезда, из Суджанской Предтечевой пустыни и Святогорского Успенского монастыря о том, что на всех этих территориях Белоградской епархии "все состоит добре и благополучно" и "никаких чудес ложных и суеверий не явилось".

В XIX веке, когда Белгород стал уездным, а не губернским городом, внимание духовной и светской властей к народным суевериям ослабело, только земские врачи в конце XIX начале XX веков пытались с ними бороться, о чём свидетельствуют сохранившиеся в ГАБО Врачебно-санитарные хроники Курской губернии. Ну а в наше время, стоит открыть любое печатное издание или подойти к лотку с книгами, везде можно встретить объявления "потомственных" знахарей и ведьм или руководства по чёрной магии.

- Так всегда бывает: когда ослабевает внешнее давление на Церковь, увеличивается воздействие тёмных, оккультных сил, - поясняет настоятель Преображенского кафедрального собора протоиерей Олег .КОБЕЦ. - Надо сказать, тот, кто по-настоящему вступил на этот опасный путь общения с потусторонним миром, вряд ли станет рекламировать себя в газетах, их интересуют уже не деньги, а человеческие души и власть над ними. Нам же всем сегодня нужно быть бдительнее, ведь когда ветер несёт пыль - мы не стоим с раскрытыми глазами, вот так же незачем открывать душу для всей этой "волшебной" потусторонней пыли и грязи.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах