— Батюшка, насколько тесны связи Церкви с лечебными учреждениями Белгородчины?
— У нас в области практически во всех больницах есть храмы — и отдельно стоящие, как храм Матроны Московской в областной больнице, храм в Белгородском онкодиспансере, храм во 2-й Старооскольской городской больнице, но больше храмов находится внутри корпусов. А есть и лежачие больные, которые не могут прийти и в них, поэтому у нас во всех больничных храмах организовано посещение палат. По графику сначала палаты обходит соцработник, расспрашивает, кто хочет исповедаться, причаститься. Мы даём методическую литературу, человек готовится, и на следующий день к нему приходит священник, исповедует и причащает. Особенность больничных храмов — не только служба в храме, но и то, что мы идём навстречу людям, и делаем это постоянно.
Надо сказать, врачи относятся очень положительно к тому, что есть храмы при больницах, что у больных есть возможность прибегнуть к Таинствам. Врачи говорят, что если человек верующий — его легче лечить, у него есть дополнительные духовные ресурсы для выздоровления.
— А много врачей верующих?
— Да, много, врачам помощь Божия порой не менее нужна, чем больным, ведь это очень сложная профессия. И то, что храмы при больницах есть, — это всегда результат совместных действий епархии и администрации лечебных учреждений. Пользуясь случаем, хочу поблагодарить за сотрудничество департамент здравоохранения области, всех главных врачей больниц, которые участвовали в создании храмов и сейчас их поддерживают.
— Есть ли связь между нашими телесными недугами и духовным нездоровьем? И как эту связь можно объяснить с православной точки зрения?
— Физическое здоровье — конечно, ценность с христианской точки зрения, ведь в Евангелии мы читаем, как Христос исцелял множество больных людей. Но является ли ценностью телесное здоровье само по себе, в отрыве от духовного состояния? Из Евангелия мы узнаём, что люди, которые получали телесное исцеление от Христа, изменялись духовно — они становились верующими, меняли свой образ жизни, следовали за Ним.
Христос жил на земле, принял крестную смерть, воскрес и вознёсся на небо — недавно был праздник Вознесения Господня. А в воскресенье 27 мая мы празднуем день Святой Троицы, схождение Святого Духа на апостолов — это день рождения Церкви. И дело Христа на земле продолжается через Церковь. Люди и сейчас могут получить духовное исцеление через соприкосновение со святынями, через молитву, а главное — через церковные Таинства. И отсюда важность и необходимость больничных храмов: врачи лечат тело, а в больничном храме человек врачует душу, участвуя в Таинствах.
Врачевать тело, исцелять душу
Корень болезней
— А в чём причина и корень болезней?
— Тут надо говорить и о происхождении болезни вообще в роде человеческом, и о болезнях каждого из нас. Учение Православной Церкви Богооткровенно — Господь открыл нам все основные религиозные истины. И ответ на этот вопрос таков: первый человек, Адам, был создан бессмертным, он не болел и мог бы жить в раю вечно, если бы не нарушил заповедь. Бог его
предупредил, что в тот момент, как он нарушит заповедь, он смертию умрёт. Человек не поверил Богу и отпал от Него — и через это отпадение обрёк на смерть и себя, и всё человечество как своё потомство. И теперь из-за первородного греха наших прародителей, из-за искажения грехом человеческой природы все мы болеем и умираем.
А если говорить о том, почему какой-то конкретный человек заболел, то нужно коснуться темы христианского отношения к болезням, скорбям и искушениям. Об этом хорошо сказал преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: всё, что происходит с человеком, трояко: есть добро — это собственно добродетель, через которую мы приближаемся к Богу, есть зло — это грех, и через него отпадение от Бога, а всё остальное относится к категории «среднее», так как может служить и к добру, и ко злу: богатство, власть, почтение, здоровье, бедность, болезнь, телесные немощи, притеснения, наконец, сама жизнь и смерть. Например, богатство можно потратить на добрые дела, а можно расточить в греховных удовольствиях. И болезнь может принести человеку добро, в том случае, если он будет переносить её с терпением и с покаянием. А если человек будет роптать, обвинять других и самого Бога — болезнь будет ему во зло.
Бог — источник всех благ, Бог есть любовь, и Он доказал эту любовь тем, что послал Сына Своего Единородного на крестную смерть для спасения людей. И если Бог — любовь, значит, всё, что Он нам попускает в жизни, происходит по Его к нам любви — даже болезнь, даже скорбь может быть нам на пользу.
Да, болезнь может быть послана и за грехи человека, и этому есть пример в Евангелии, когда человек 38 лет страдал расслаблением, то есть был парализован, а Христос его исцелил и сказал: «Иди и впредь не греши, чтобы с тобой не случилось чего-то худшего». А вот при исцелении слепорождённого ученики спрашивали Христа — кто согрешил, он или его родители? И Господь сказал, что никто не согрешил, но это произошло для того, чтобы явились дела Божии. И Он исцелил этого человека, и тем самым показал свою Божественную силу.
Болезнь может быть и для испытания веры человека — но это не для всех, а для людей, крепких духом. В послании апостола Петра говорится: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнём испытываемого золота…» Как пример, назову святого Амвросия Оптинского, который в 30-летнем возрасте зимой поехал на хиротонию, его рукополагали в священный сан — и в дороге сильно простудился, болезнь дала осложнение на внутренние органы. Он прожил 79 лет, но вся его жизнь была — кровать и келья. Но он не роптал, не скорбел и, несмотря на свою болезнь, утешал, укреплял и приводил к Богу тысячи людей.
Ну а чаще всего болезнь посылается для исправления человека. И я как священник больничного храма могу сказать, что таких случаев очень много. Бывает, человек годами живёт только земными интересами, приобретает, тратит, опять приобретает — потом серьёзно заболевает, попадает в больницу, переживает боль, внутреннее потрясение — и впервые начинает задумываться о душе, о смысле своей жизни. И в этом случае очень хорошо, если есть больничный храм, потому что там он может получить не только ответы на вопросы, но и духовную помощь.
Чудо для мира
— Батюшка, в чём ещё проявляется социальное служение Церкви?
— Направлений социального служения много — это и помощь многодетным семьям, инвалидам, беженцам, и работа в тюрьмах, и больничное служение. Есть направление по защите жизни и Православных семейных ценностей. В этом году в Белгороде был открыт Центр матери и ребёнка для тех женщин, которые попали в трудную жизненную ситуацию.
— Вы сами по образованию медик? Расскажите немного о себе.
— Я психолог, после университета специализировался по медицинский психологии, до поступления в духовную семинарию работал по специальности. И сейчас я окормляю областную психоневрологическую больницу Белгорода, где тоже очень востребована молитвенная комната.
Сам я из семьи врачей — мой отец Сердюк Александр Иванович работал в областной клинической больнице, мой старший брат тоже врач. И когда Владыка Иоанн дал мне указ на служение в больничном храме при этой больнице — думаю, это было промыслительно.
— Именно в вашем больничном храме весной прошлого года было явлено чудо — мироточила икона Матроны Московской. Что, по-вашему, это значило?
— Да, 8 марта прошлого года, в день памяти святой блаженной Матроны Московской, был солнечный день, и я увидел, входя в храм, что с иконой над входом что-то не так. Это икона писаная, я сам её заказывал, она провисела на своём месте 8 лет. Когда мы её сняли, оказалось, что внутри под стеклом икона мироточит, причём две крупные струйки мира не стекли вниз, а застыли, поэтому подтёки можно было увидеть на расстоянии.
Мы доложили Владыке Иоанну, он сам лично отслужил в храме и вынес икону людям, потом к ней было паломничество. Владыка сказал во время той службы, что это милость Божия, что это ответ блаженной Матроны на наши молитвы.
Чудеса в Церкви были и будут, и самое главное чудо, совершающееся постоянно, — это Святая Евхаристия, когда мы причащаемся Тела и Крови Христовой под видом хлеба и вина — и через это соединяемся с Источником Вечной Жизни.