Какими могут и должны быть стимулы для развития малого бизнеса, можно ли научиться быть предпринимателем и как эффективно использовать чужой опыт? Все эти вопросы из разряда вечных, и каждый находит на них свой ответ.
А есть ли готовые схемы? Конечно, есть. Франчайзинг, возможно, один из самых эффективных путей для развития бизнеса. По крайней мере, именно так считают те, кто выбрал для себя именно его.
Привлечь и удержать
— Наш бизнес — он своеобразный, и на самом деле франчайзинговая модель наиболее подходит именно нам, — считает предприниматель Виталий Амелин. — Мы обслуживаем автомобили, а это нужно везде, в каждом городе. И должен быть соответствующий подход — чтобы и клиенту нравилось, и собственник заработал. Поэтому мы и пошли по франчайзинговому пути — создали и распространяем франшизу «Центр бесплатной замены масел «У Виталия». Мы обучаем людей, рассказываем, как это правильно делать, показываем, как привлекать и, главное, удерживать клиентов.
— А что такое франчайзинг в вашем понимании?
— Представьте, в 2007 году мы начали. Я был, по сути, один, сам масло менял клиентам, потом взял слесаря, пошло развитие. Сейчас в Курске своих шесть станций, одна в Белгороде, остальное — франчайзинг, всего 15 станций. Для нас самое главное правило — никогда не врать клиенту. Это первое, о чём мы говорим нашему партнёру- франчайзи.
Мы никогда не обманем клиента. Соответственно, в нашей сети за все годы к нам не было серьёзных нареканий и не было ни одного контрафакта — мы за этим следим очень строго. Во всём этом для меня суть франчайзинга. А ещё, конечно же, в развитии и расширении. Мы узнаём другие регионы, специфику клиентов, а они разные в каждом городе, мне самому очень интересно за этим наблюдать.
Конечно же, для запуска такой схемы нужны опытные специалисты, в этом помощь Центра поддержки предпринимательства неоценима. Они и консультируют, и помогают, и сами многое делают. Для нас это бесценно.
Хочу стать первым
— Я считаю, что франчайзинг, когда ты отдаёшь или берёшь весь опыт, — лучшее изобретение человечества, — говорит бизнесмен, основатель сети пиццерий Сергей Иванцов. — В этой передаче опыта и смысл франчайзинга. Когда на свои деньги развиваешься, понятно, что ты сам несёшь все риски, но и управляешь всем сам, а если развиваешься по франчайзингу, то там уже деньги другого человека, ты передаёшь свои знания, навыки и умения, а он сам всё делает.
В прошлом году я решил открыть новый проект, который легче в управлении, с меньшими рисками. Я много изучал, и вот мониторингом выбор пал на шаурму. Девять месяцев мы занимались исследованиями в разных городах, ездили, изучали, заказывали дизайн, брендинг. Считаю, что проект успешно стартовал, дал хорошие показатели. Для меня, например, удивительно то, что павильон, где работают всего четыре сотрудника, по выручке сопоставим с пиццерией, где у меня работает 50 сотрудников. Настолько сильно развит рынок шаурмы, настолько он понятен потребителю и настолько в нём легко развиваться.
Мы сделали павильон полностью по нормам СанПиНа, так, чтобы все ингредиенты находились в холодильной витрине. Основные правила — быстро, сочно, безопасно. Я сам этим питаюсь, дети мои это едят. Это продукт для меня, и безопасность здесь — самое главное. Очень хорошие результаты показали, и люди сами стали спрашивать — как ты это делаешь, нам это интересно, можем ли мы купить у тебя франшизу. Нас подтолкнули к этому наши же клиенты. Они сами предложили такую схему. Первые, кто купил у меня франшизу, — мои же сотрудники. Мой директор по продажам купила, мой поставщик угля купил. Повар тоже решил работать сам на себя.
— На каком этапе вы решили обратиться в Центр поддержки предпринимательства?
— Первый раз с Центром мы столкнулись два года назад, я увидел по городу баннеры с разными слоганами и фотографиями бизнесменов, среди них были и мои знакомые. Я начал узнавать, заинтересовался. У нас ведь жив стереотип, что если ваш бизнес успешен, то за помощью в государственные структуры лучше не обращаться, что называется, от добра добра не ищут. Но многие мне говорили о реальной помощи.
Вот и я пришёл в Центр, мне рассказали, помогли сформулировать предложение, мне тогда нужны были оборотные средства на закупку продуктов. Мы, например, используем три тонны сыра в месяц. Покупать нужно большими партиями на месяц вперёд. Мне предложили 2 млн руб. под 7% годовых — это фантастика! Я попробовал, и через два месяца у нас будет последний платёж по этому займу, мы его использовали эффективно и будем делать повторную заявку.
Есть определённые условия — бизнес должен быть легален, сотрудники официально оформлены, налоги уплачены, и у тебя должен быть определённый опыт. Всё это вполне реально. Сейчас, когда мы открыли франчайзинговое направление, я опять же обратился за помощью. Мне сказали, что для них это приоритетно, и им интересно нас развивать. Начали помогать с упаковкой франшизы, то есть подготовкой всех документов. А в марте мы будем представлять наш проект «Шаурма по-братски» на крупнейшей московской выставке франчайзинга, и Центр поддержки предпринимательства полностью нам оплачивает участие в ней. Мы ведь все налоги платим в Курске, и хорошо, когда видим обратный эффект — нам помогают.
Сейчас цель Сергея Иванцова — стать первым в России в данном сегменте бизнеса. И, по его словам, это не голая амбиция, а реальный бизнес-план, который можно выполнить при существующем уровне доверия между государственными структурами поддержки предпринимательства и самими бизнесменами и их активном участии в таких программах, как франчайзинг — особый вид бизнес-деятельности, открывающий, по сути, бесконечные горизонты развития.
Мы только в начале
— Мы решили, что после 10 лет работы нам можно и нужно расширяться, масштабироваться, и франчайзинг — один из самых эффективных способов для этого, — говорит основатель школы иностранных языков Екатерина Ламонова. — Это позволяет найти действительно заинтересованных партнёров, которые могут вложиться и воспользоваться уже готовыми схемами и опытом. Для нас выгода в том, что мы развиваем свой бизнес, под нашим именем открываются другое школы, а для них это выгодно тем, что они получают готовую модель построения бизнеса в сфере образования.
Сейчас мы в начале этого пути, буквально на днях «упаковали франшизу» «Школа иностранных языков Victory», то есть собрали все необходимые документы, подготовили учебные программы, в том числе авторские, у нас, например, есть программа «Английский за 20 часов», или, как мы её называем, «Английский для выживания», и мы готовы их предоставить нашим будущим партнёрам-франчайзи. Плюс мы раскрыли секрет успеха, написали, какой прошли путь, выдвинули наши требования в части оформления помещений, авторских элементов дизайна — это всесторонняя масштабная работа.
— Кто и чем помогал вам в реализации проекта?
— Мы бы сами не решились на такой шаг, потому что это серьёзное финансирование, без поддержки Центра предпринимательства ничего этого бы не случилось. Летом я выступила на мероприятии для специалистов в сфере экспорта с докладом «Зачем экспортёрам английский?», после чего нам предложили подумать о франчайзинговой схеме именно нашего развития. Мы решились, и нам профинансировали этот проект. Дали денег на развитие по госпрограмме поддержки малого бизнеса, сейчас мы подали заявку на участие в выставке франшиз, где планируем представить наши разработки для широкой аудитории.
Центр поддержки предпринимательства полностью оплачивает наше участие в этой очень важной для нас выставке, сами мы вряд ли потянули бы такой проект. А для нас очень важно, чтобы нам поверили, а те, кто поверил, превратили профессию в бизнес, чтобы он приносил удовлетворение. По-другому в образовании нельзя, здесь нет и не может быть быстрых денег.
Конечно, решиться на подобный резкий скачок в развитии — это всегда риск, дорога в непознанное. Во франчайзинге речь идёт не просто о передаче бренда, а именно о масштабировании технологических и управленческих решений, о контроле над качеством их реализации, о передаче полномочий. Это действительно другой уровень бизнеса. Курских предпринимателей этому учат на семинарах, форумах, конференциях. С чего начать и как создать франшизу, на какие 100 вопросов нужно ответить перед тем, как она будет готова к продаже, как её сохранить и приумножить? В любом начинании, или, как сейчас говорят, стартапе, вопросов всегда больше, чем готовых ответов. Но совершенно понятно, что франчайзинг — это тот инструмент, который поможет на них ответить, даст способы и возможности раскрыть предпринимательский талант.
Реклама