Примерное время чтения: 8 минут
322

«Время предпринимать!» Владимир Казарин об угрозах, проверках и «лавочниках

Анастасия Барановская / АиФ

Дамоклов меч кризиса

АиФ: Владимир Павлович, эксперты и экономисты обещают, что 2015 год будет непростым. Как Вы думаете, с какими проблемами в первую очередь столкнется курский бизнес?

В.К.: Действительно, этот год нельзя назвать простым. Впрочем, российский, а значит и курский бизнес уже «привит» от кризиса. Если говорить о том, какие угрозы висят над курскими предпринимателями, то здесь стоит отметить несколько ключевых проблем. Во первых, бизнес столкнётся с «финансовым голодом». Особенно это касается крупных игроков. Повышение процентных ставок по кредитам, отказы в выдаче многомиллионных займов – все это может ударить по предпринимательству очень сильно. Здесь, кстати, малому бизнесу будет легче – у них меньшие денежные обороты. При таком сценарии очень важно будет организовать логичную и прозрачную работу государственных микрофинансовых организаций, которые, кстати, в нашем регионе работают вполне эффективно.

Вторая проблема – административное давление. В кризисные времена особенно велико искушение вытащить из бизнеса максимально много денег: пересмотреть «вмененку» (единый налог на вмененный доход – ред.), увеличить земельный налог и налог на имущество. Уже сейчас начала расти кадастровая стоимость объектов. Все это бьет по бизнесу, загоняет его «в тень». При этом государственные структуры «кивают» друг на друга, не слышат предпринимателей, не спешат искать пути выхода. Впрочем, первые шаги сделаны, и шаги серьезные. Так, на 2015 год удалось добиться своеобразного моратория на введение для курского предпринимательского сообщества налога на имущество. Огромный пласт, в первую очередь,  малого бизнеса может выдохнуть. Конечно, местные бюджеты недополучат какие-то деньги, которых всегда мало. Но, с введением налога,  бизнес бы ушел, стал серым, а это никогда и никому не пойдет на пользу. Тем более сейчас, когда предприниматели и так «закрываются» чаще, чем хотелось бы.

Есть и еще одна проблема, которая была всегда, но в кризис становится особенно острой. Я говорю о кадровом голоде. Как это не парадоксально, но бизнесу не хватает квалифицированных рабочих специалистов. Например, региону нужны 50 швей в год, но система образования может подготовить не больше 15! В такую ситуацию мы пришли из-за отсутствия у молодежи института профориентации. Пока молодые куряне не станут понимать, что профессиональное техническое  образование – это так же модно как профессия юриста,  экономиста или журналиста - кадровый голод будет ощущаться в полной мере.

Выйти из штопора

– Какие пути решения надвигающихся проблем существуют? Насколько они выполнимы в курских реалиях?

– Бизнесу и власти можно и нужно синхронизировать свои решения, свои шаги и действия. Бизнес должен стать полновесной и неотъемлемой ценностью государства, как и другие институты. Очень важно идти в одном направлении. Времена, когда бизнес говорил: «Не нужно помогать, главное – не мешайте» давно прошли. Власть – себе не враг, так же как и бизнес: все хотят сделать жизнь лучше, нужно только друг друга слышать и слушать, решать совместные задачи, искать компромиссы и делать правильные выводы!

Северный рынок… Сложно ли Вам как бизнес-омбудсмену лавировать между интересами крупного игрока, такого как «Промресурс», и «мелких» частников, которые фактически лишились работы?

У «мелких» частников, у «лавочников» нет конкуренции с Полторацким (Николай Полторацкий, владелец «Промресурса», в том числе сети «Европа» - ред.). Сейчас важно развивать все форматы бизнеса, и рыночная торговля здесь играет не последнюю роль. Но рынок должен быть цивилизованным. Работники «Северного рынка» жалуются на повышение арендной платы, которое, по их мнению, необоснованно, даже убийственно для дальнейшего ведения дел. Мы разбираемся сейчас с этой проблемой, следим за ситуацией. Думаю, нам удастся найти компромисс, прийти к вразумительному ответу, который максимально всех устроит.

С какими проблемами чаще всего к Вам обращаются именно малые предприниматели? Что беспокоит малый курский бизнес?

Тренд прошедшего года – проблемы рыбоводов. Уникальный бизнес: многие рядовые куряне до сих пор путают рыболовство и рыбоводство, а между этими формулировками колоссальная разница. Плюс ко всему разводчики рыб попали еще и в юридический капкан: вода  – федеральная, а земля – местная. Коллапс, который нужно разрешать на законодательном уровне. Впрочем, в 2014 году прессинг на рыбоводов прекратился.

Другая проблема, с которой мы столкнулись – деятельность такси. Как оказалось, на этом рынке очень много «серых» игроков. Конторки зарегистрированы в других городах, водители остаются бесконтрольными, диспетчеры непонятно кому подчиняются. В итоге работу диспетчеров будут выделять как отдельный вид деятельности. Именно так можно добиться прозрачности и порядка.

Еще одна проблема – бесчисленные проверки предпринимателей, которые получили государственную поддержку. Понятно, что проверять предпринимателей нужно, это важно, но проверять надо без шума и гама, без нервов. Сейчас даже бизнес побаивается получать поддержку от государства: мол, потом замучают ревизоры. Это катастрофично, так быть не должно, должно быть – наоборот: если государство оказало поддержку, значит, оно заведомо доверяет предпринимателю, верит в его проект.

Мал, но важен

Вот уже больше пяти лет чиновники говорят, что «малому бизнесу нужно помогать», но за эти годы реальных шагов властью сделано не было. На Ваш взгляд, что нужно предпринять властям, чтобы малый бизнес в Курской области «вздохнул с облегчением», а не уходил в тень? Что для этого уже сделано?

Если говорить о государственной поддержке, то она оказывается в полной мере и, что называется, по всем фронтам. Просто предприниматели либо не замечают этого, либо не хотят замечать. Сейчас бюджет господдержки около 140 миллионов рублей. Это большие деньги, хорошая помощь. Но тут опять выплывает проблема кадрового голода: работать хотят все, а на деле – работать некому. Вот государство и берет на себя функцию «учителя»: выделяет средства на переобучение, на повышение квалификаций. Все это достаточно эффективные меры, они помогают.  Уже не первый год в регионе работает федеральная программа «Ты – предприниматель». Там тоже много любопытных проектов. Молодежь не боится предпринимать, и это здорово. Вот, например, есть предприниматель, который хочет поставить в курских школах автоматы с кислородными коктейлями – здоровая инициатива.

В Курской области не так много крупных инвестиционных проектов. И если в сельском хозяйстве все более-менее хорошо, то промышленность остается ахиллесовой пятой региональной экономики, несмотря на такие гиганты как КуАЭС и МГОК. Почему инвесторы не спешат на курскую землю? Климат не подходит?

Я бы не сказал, что на курской земле плохо с инвестициями. Вы уже упомянули МГОК и КуАЭС. Там многомиллиардные проекты, огромные масштабы. Похожая ситуация и в аграрно-промышленном секторе: десятки свинокомплексов и птицефабрик. Важно, что все инвесторы – свои, российские. Западные бизнесмены, впрочем, как и российские власти, сейчас попали в санкционный капкан: технопарки готовы, а идти туда пока некому. В этом смысле Курская область выглядит позитивно: мы не закредитованы под строительство технопарков, хотя  их строительство все же необходимо,  работать есть с чем. Сейчас самое время предпринимать!

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах