Обсудить миллиард
Дело в том, что в этом году Липецкая область приняла участие в новом федеральном проекте «Безопасные и качественные дороги», рассчитанном до 2025 года. В программу брали не всех. Деньги на ремонты выделяли на условиях софинансирования, а значит, шансы были лишь у регионов, готовых потратиться на развитие транспортной инфраструктуры.
«Мы тщательно изучили свои возможности, проблемы дорожного фонда и решили, что в финансировании острее всего нуждаются Липецк, Елец и Грязи, а также соединяющие их автотрассы, — эту территорию мы объединили в Липецкую агломерацию, — поясняет вице-губернатор области, региональный куратор федерального проекта «Безопасные и качественные дороги» Юрий Божко. — Перед тем как приступать к работам, мы серьёзно подготовились: обследовали сотни километров федеральных, региональных, муниципальных дорог, скрупулёзно изучили их состояние и степень износа, определили первоочередные участки».
В список этого года попали главные магистрали — те, что принимают на себя основной пассажиропоток. После того как составили их перечень, идею вынесли на общественные обсуждения. Обсудить, действительно, было что. Ведь только Липецку на начало «дорожной революции» предоставили более миллиарда рублей. На эти деньги предлагали привести в порядок площадь Победы, улицу Водопьянова, участок улицы Терешковой от перекрёстка на улице Космонавтов до площади Победы и далее — улицу Советскую до Театральной площади. Кроме того, планировали отремонтировать главную дорогу Сокола — улицу Студёновскую. В этом же районе должны были реконструировать многострадальную улицу Ковалёва. Большой объём работ наметили в Левобережье на улицах 9 Мая и Металлургов, Краснозаводской, на Сырском руднике — на Ангарской, а также на проспекте 60 лет СССР и на улице Московской. Порядка 54,5 млн руб. выделили на ремонтную кампанию — 2017 в Грязях. А Елец получил 121,5 млн субсидий.
Сегодня, как заверяют дорожники, выполнили всё, что планировали. Первыми справились с задачей грязинцы, за ними — ельчане. Липецку потребовалось больше времени, но и масштаб ремонта здесь был более серьёзным: в областном центре реконструировали 17 объектов — почти 35 км дорожного полотна.
Ложка дёгтя
«Во время аукционов нам удалось сэкономить, благодаря чему в перечень дорог, подлежащих ремонту, удалось включить ещё пять объектов, — рассказывает глава Липецка Сергей Иванов, — Петровский и Сапёрный спуски, Театральную площадь и другие значимые для Липецка дорожные участки».
Хочется верить, что усвоили какие-то уроки и подрядчики и дороги отремонтировали на совесть. Но липецкие общественники бдительности не теряли.
«Работы на улицах Липецка начинали с серьёзными задержками, объясняли это трудностями с материалами и тем, что времени до окончания ремонтов ещё много. Были у нас претензии и к процедурам торгов, выбору подрядных организаций, — рассказывает координатор регионального отделения ОНФ Артём Коровников. — А в процессе реконструкции вызывало сомнение качество укладки дорожного полотна на отдельных участках».
Кроме общественников, подрядчиков жёстко контролировали областные и городские властные структуры, представители федеральных дорожных служб. По ходу работ были выявлены недостатки, и, к примеру, на отдельных отрезках улицы Студёновской рабочим за собственные средства пришлось перекладывать дорожное покрытие.
«Как магистрали переживут зиму? И кто будет отвечать, если «прорехи» возникнут на других дорогах?» — задаётся вопросами общественник.
Чиновники заверяют: отремонтированные дороги — на гарантии. И если качество будет «хромать», подрядчикам придётся вновь выходить на объекты, но на этот раз за свой счёт.
Комфортно всем?
Однако не только вопросы качества волнуют жителей региона. «Липецкая агломерация», конечно, важный проект, но территория области не ограничивается Липецком, Грязями и Ельцом. Муниципалитетов много, и в каждом из них есть дорожные проблемы. И их жителям хочется, чтобы они тоже решались.
«У нас есть региональный и муниципальные дорожные фонды, ежегодно они финансируют ремонты на всей территории области, — рассказал заместитель начальника областного управления дорог и транспорта Валентин Малахов. — Инициированная главой региона Олегом Королёвым программа достойной и комфортной жизни предусматривает, в частности, создание одинаковых условий и для жителей городов, и для селян».
За этот год дорожники привели в порядок более 120 километров местных автодорог. Ремонтную кампанию продолжат и в будущем году. На ремонт в районах планируют потратить 350 млн рублей.
Программу реконструкции «Липецкой агломерации» также будут продолжать. Уже разработали примерный перечень магистралей, которые в неё включат. Предполагается, что на реализацию работ в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2018 году регион на условиях софинсирования получит 1,46 млрд рублей.