– Претензии, поступающие от собственников жилья в адрес управляющих компаний, как правило, касаются даже не качества предоставляемых услуг, а финансовых взаимоотношений, – уточнил Андрей Зеленов, начальник отдела областной прокуратуры. – Это рассылка двойных квитанций, имеющая место в тех районах, где за жилфонд бьются две управляющие организации, высокие начисления по ОДН и необоснованное повышение тарифа на содержание и ремонт жилья. К сожалению, нередко управляющие компании не спешат устранять нарушения, выявляемые Госжилинспекцией, поэтому нам приходится доходить до возбуждения уголовных дел. Так, готовится к возбуждению уголовное дело против ГУК «Левобережная», выставлявшей собственникам дома № 3 по улице Невского счета за оплату тепловой энергии с ноября 2013 года по февраль 2014–го. По этим счетам в общей сложности было уплачено почти 40 тысяч рублей. При этом договор между УК и ресурсопоставляющей организацией был расторгнут ещё в июне прошлого года. Или ещё самый свежий пример. По одному из домов в Октябрьском районе Липецка одна из компаний представила документ, что произошла смена управляющей компании в её пользу. Но даже непрофессиональным взглядом можно увидеть, что протокол общего собрания собственников МКД недостоверен и не содержит необходимого кворума участников. Тем не менее, УК стала выставлять жителям собственные квитанции на оплату услуг. Прокуратурой проведена проверка и предложено возбудить уголовное дело за подделку документа.
Никто не указ
Согласны с выводами прокуратуры о том, что немало у нас управляющих компаний, паразитирующих на доверии добросовестных владельцев квартир, и в государственной жилищной инспекции.
– Количество жалоб, поданных на деятельность управляющих компаний в наше ведомство, за 2013 год превысило три тысячи. Это в 3,5 раза больше, чем было зафиксировано в 2012 году, – констатирует Сергей Шкляр, руководитель госжилинспекции. – Но будем объективны, из этого неимоверного количества обращений только 4% соответствуют своему критическому содержанию.
Впрочем, и из этих заявлений видно, что управляющие компании готовы выдавливать прибыль из чего угодно.
– Есть примеры того, что тарифы на оплату текущего ремонта и содержания жилья зачастую необоснованно повышаются самими УК без согласования с жителями домов, – продолжил разговор Сергей Шкляр. – Так, по одному из домов в Боевом проезде, вопреки установленному законом порядку, УК «Облсервис РСУ–3»
самовольно увеличила плату содержание жилья и текущий ремонт дома почти до 29 рублей за 1 кв. метр. УК не согласилась с установленным нами фактом завышения платы и попыталась обжаловать требования госжилинспекции в суде. Однако суд разделил мнение и позицию госжилинспекции. Но и после этого УК продолжала посылать квитанции с завышенными расценками. Сейчас стоит вопрос о применении к этой компании санкций, предусматривающих возбуждение уголовного дела.
Бедные мы, бедные…
Ещё один волнующий многих жителей вопрос – так называемая оплата услуг на общедомовые нужды. Проведённая в прошлом году комплексная проверка показала, что во многом высокая стоимость и объёмы этой услуги являются результатом халатного отношения со стороны управляющих и обслуживающих организаций к надлежащему содержанию коллективных приборов учёта, к снятию достоверных сведений их показателей.
Но, у самих представителей управляющих компаний, на этот счёт своё мнение.
– В первую очередь нужно посчитать, во сколько обходится нам установка и обслуживание общедомовых приборов учёта, – заявил присутствовавший на заседании комиссии гендиректор одной из таких коммунальных организаций Александр Шальнев. – Мы что, должны платить деньги из своего кармана? Жильцы не соглашаются включать стоимость эксплуатации ОДПУ в статью по расходу на текущий ремонт и содержание жилья.
Сетовавшему на бедность руководителю управляющей компании ответил начальник областного управления ЖКХ.
– Когда заходит разговор о мучительно тяжёлом финансовом положении управляющих компаний, у меня тоже возникает вопрос – что же вы так бьётесь друг с другом за каждый многоквартирный дом? – спросил Александр Храбрых. – Бизнес, в том числе и коммунальный, надо вести открыто, тогда и люди вас поймут и войдут в положение.
По итогам заседания межведомственной комиссии были выработаны рекомендации к действию. Надеемся, что их итогом всё же станут ожидаемые изменения в сфере ЖКХ.