Примерное время чтения: 4 минуты
545

Он спас целый посёлок. О подвиге липецкого лётчика Суламбека Осканова

Суламбек Осканов (слева) возле самолёта.
Суламбек Осканов (слева) возле самолёта. / Висин-Гирей Танкиев / Из личного архива

7 февраля 1992 года посёлок Хворостянка Добринского района пережил, можно сказать, второе рождение. Генерал-майор Суламбек Осканов выполнял лётное задание на самолёте «МиГ-29». Во время полёта случился отказ техники. Ценой своей жизни военный сумел отвести падающую машину от населённого пункта.

Ребёнок войны

Суламбек Осканов родился в селе Плиево Назрановского района Чечено-Ингушской ССР 8 января 1943 года в семье крестьян, в которой было десять детей. Когда Суламбеку было чуть больше года, чеченцев и ингушей выслали в Казахстан и Киргизию. В Казахстане семья Суламбека жила в тяжёлых условиях, боролась с голодом и нищетой.

Вернувшись на родину, мальчишка поступил в ремесленное училище Грозного. Занимался в местном аэроклубе, прыгал с парашютом. В 1966 году с отличием окончил Качинское высшее военное авиационное училище лётчиков, и остался там лётчиком-инструктором. Стал мастером спорта по высшему пилотажу на реактивных самолётах.

После окончания академии в 1974 году Суламбека Осканова назначили заместителем командира эскадрильи по политической части Группы советских войск в Германии. Новая должность не обязывала его много времени проводить за штурвалом. Но он продолжал осваивать новейшие модели самолётов и стал военным лётчиком первого класса. Его назначили заместителем командира авиационного полка Южной группы войск в Венгрии, где он прожил с 1984 по 1986 годы. За отличную службу Осканову дали должность старшего лётчика-инспектора Службы безопасности полётов Военно-воздушных сил СССР. 

По воспоминаниям его друга, Висин-Гирея Танкиева, Суламбек Осканов не хотел засиживаться на месте и написал заявление с просьбой направить его в боевую часть, чем немало удивил коллег по службе в Генеральном штабе.

Так в 1987 году в звании полковника он попал в Липецкий центр боевой подготовки и переучивания лётного состава. Уже через полтора года работы генерал-майор авиации возглавил центр. Был награждён орденами Красной Звезды и «За службу Родине в Вооружённых силах СССР» III степени.

Роковой полёт

7 февраля 1992 года Суламбек Осканов выполнял лётное задание на самолёте «МиГ-29». Полёт проходил ночью. Во время задания отказал авиагоризонт и истребитель начал падать в районе села Хворостянка. 

Суламбек мог катапультироваться, но, увидев под крылом огни населённого пункта, решил увести борт подальше от домов.

Генерал-майор смог развернуть самолёт, игнорируя перегрузку, которая в 12 раз превышала норму. Машина рухнула в 50 метрах от крайнего дома. Спастись летчик не успел.

На похороны Осканова в его родном селе Плиево приехали многие известные люди, включая вице-президента России Александра Руцкого и командующего Военно-воздушными силами Виктора Дейнекина. 

Спустя десять лет после гибели своего друга-лётчика ведущий научный сотрудник Ингушского НИИ гуманитарных наук Висин-Гирей Танкиев выпустил книгу «Миг генерала Осканова», в которой рассказал о его жизни и подвиге.

Памятник Герою России в посёлке Хворостянка Добринского района.
Памятник Герою России в посёлке Хворостянка Добринского района. Фото: Правительство Липецкой области

По воспоминаниям Висин-Гирея, Суламбек много времени и сил отдавал учебе, был чрезвычайно скромным и даже немного застенчивым человеком. Когда кто-либо в его адрес высказывал похвалу или шутил, он густо заливался краской. 

При этом Суламбек любил шутки, розыгрыши, юмор. Не курил и не злоупотреблял алкоголем. Много внимания уделял физкультуре и авиаспорту. Почти не болел. Все это позволило ему добиться блестящих успехов в профессиональной подготовке.

На окраине липецкого села сейчас стоит небольшой обелиск генералу Осканову, презревшему малодушие, страх, обессмертившему свое имя. А в день памяти лётчика у деревни Козельки Хворостянского сельского совета Добринского района всегда проходит митинг.

В тему

Днём 24 января 2024 года над Белгородской областью был сбит российский военно-транспортный самолёт, в котором перевозили 65 украинских военнопленных для обмена. На борту были шесть членов экипажа и трое сопровождавших офицеров ВС РФ. Лётчики ценой своей жизни смогли увести судно подальше от населённого пункта Яблоново. Самолёт рухнул в поле недалеко от села. Все, кто был на борту, погибли. Белгородцы несут цветы и ставят лампадки у стихийного мемориала.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах