Принято считать, что танцы — удел молодых. Мол, грация и гибкость с годами уходят, а без них на сцене делать нечего. И даже примам балета после 30-ти рекомендуют уходить на покой. Однако танцевальный коллектив «ТаВиНи» решил развеять эти стереотипы. Его участницы — обычные пенсионерки. Но когда они начинают двигаться, то буквально зажигают зрителей мощнейшей энергетикой.
Когда не слушается тело
«Мне уже исполнилось 40 лет, когда я случайно попала на занятия по восточному танцу, — вспоминает основатель ансамбля Татьяна Нижегородова. — Я сразу влюбилась в этот стиль. Танец подарил мне радость, помог исправить осанку, обрести стройность и гибкость, добавил походке лёгкости… Но главное — он раскрыл во мне женщину, изменил меня внутренне».
Даже, несмотря на то, что тогда Татьяна много работала и танцевать было некогда, она приняла твёрдое решение когда-нибудь освоить это искусство. И как только открыла бизнес, стала самостоятельно распоряжаться своим временем, практически всю себя посвятила танцам.
«Я брала уроки у многих преподавателей. Занималась восточными, цыганскими, испанскими танцами. Старалась изо всех сил: не пропускала занятия, дома заучивала связки, участвовала во всех концертах и конкурсах, — рассказывает танцовщица. — И вот после 7 лет тренировок решила создать свой коллектив, чтобы реализовывать собственные творческие амбиции».
Первое занятие ансамбля состоялось в сентябре 2014 года. На него Татьяна пригласила своих знакомых пенсионерок, тех, у кого было желание провести время с пользой и в хорошей компании. Практически с порога хореограф заявила группе, что планирует пройти с ними все концертные площадки города.
«Они мне не поверили, даже не поняли меня. Мол, о какой сцене может идти речь, нас тело уже не слушается, нам бы хоть чуть-чуть для себя позаниматься, — делится Татьяна. — А теперь, спустя два с половиной года, мои девчата готовы выйти на любую сцену».
«Па» по болезням
Сегодня в ансамбле занимаются 18 женщин. Все - пенсионерки. Самой старшей участнице 69 лет. Но никто из них не выглядит на свой возраст. Все поражают свежестью, энергией и красотой.
«Когда я отметила 67-летие, мои родные стали замечать, что все беседы со мной сводятся к обсуждению болячек, — вспоминает самая возрастная танцовщица Татьяна Павлова. — И тогда дочка посоветовала мне найти клуб по интересам, чтобы отвлечься от мыслей о недомоганиях. Так волею судьбы я и попала в ансамбль».
Татьяне в «ТаВиНи» понравилось всё: и дружеская обстановка, и посильные нагрузки, и отношение тренера. И хотя, как она признаётся, танцевать вначале было непросто — годы всё-таки, благодаря тренировкам тело стало более гибким, суставы — подвижными, а движения — лёгкими.
«Трагедия старости не в том, что стареешь, а в том, что душой остаёшься молодым. И чтобы поддерживать гармонию духовного и физического, нужно регулярно заниматься спортом. Но когда в жизни нет стимула, заставить себя сложно. Для меня таким стимулом стал ансамбль, ведь не могу же я отставать от коллектива», — смеётся женщина.
Попробовав себя на сцене, Татьяна решила не останавливаться на танцах и поступила в вокальную студию. Так бабушка превратилась в настоящую артистку. А её жизнь заиграла новыми красками.
«Мир музыки и танца дарит нам возможность отойти от серой повседневности, — поддерживает коллегу по коллективу 58-летняя солистка Светлана Макарова. — На тренировках я получаю колоссальный заряд позитива, чувствую, как раскрываются новые грани моей личности. Сейчас я уже готовлю свой сольный номер».
Светлана признаётся, что грезила о танцах с детства, но никогда бы не подумала, что обретёт мечту, выйдя на пенсию. Теперь она желает каждому найти себя, и не важно, в каком возрасте это случится.
Перестроить сознание
«Я называю своих учениц девчатами и настаиваю, чтобы они жили в состоянии возраста моложе своего хотя бы на 20 лет, — продолжает организатор ансамбля. — Многие пенсионеры считают, что болезни и старение с возрастом неизбежны. Это неправда! Есть мнение, что в биологическую программу человека природой это не заложено. Стареть и болеть нас заставляет не биология и наследственность, а неправильно настроенное сознание. Вот для того, чтобы его перестроить, мы и тренируемся, и выходим на сцену».
Трагедия старости не в том, что стареешь, а в том, что душой остаёшься молодым.
У ансамбля нет единой направленности, танцовщицы берут лучшее от всех народов мира, по-своему трактуют танцевальные стили и не боятся смешивать направления. Признаются, что так развиваться гораздо интереснее, чем «утюжить» что-то одно.
«У нас нет рамок, ограничивающих полёт фантазии. Мы создаём номера, которые можем исполнить, которые нам приятно танцевать, а зрителям — смотреть, — говорит Татьяна Нижегородова. — Если нам нравится какая-то мелодия или песня, начинаем с ней работать. Сначала я долго хожу, напеваю её, думаю, какие движения под неё можно выполнить. Изучаю опыт других танцовщиц, а потом делюсь идеей с коллективом, и мы начинаем готовить танец. Бывает, номер ставим быстро — в течение месяца, какие-то вещи и по полгода репетируем, а для сцены они всё ещё «сыроваты».
Мечтают о поддержке
Выступает ансамбль на различных мероприятиях. Выходит на сцены санатория «Липецк», Дома ветеранов, Дома инвалидов, библиотек и парков города. Разделить творческий путь с танцовщицами может любой: в ансамбль принимают всех без проб и кастингов. Главное — желание. Без него в танцах долго не продержишься, ведь тренировки — это труд, а артистическая деятельность не так радужна, как кажется на первый взгляд, да и результат от работы заметен не быстро. Однако, как считает Татьяна, к тем, кто усердно трудится, всегда придёт успех.
Хотя, признаётся основатель ансамбля, до профессионалов им ещё далеко. А всё из-за того, что у них нет возможности много тренироваться — всего пару раз в неделю. Чтобы жить, многим танцовщицам приходиться работать. Ведь танцами сыт не будешь. Да, у коллектива есть юмористическое театрализованное шоу, которое они показывают на свадьбах и юбилеях. Но, во-первых, гонорары оно приносит небольшие. А во-вторых, актёров приглашают не так уж часто.
«Вот если бы ансамбли поддерживали материально, хореографам дали возможность посещать мастер-классы, — мечтает Татьяна. — Мы могли бы плотнее заниматься и совершенствовать своё мастерство. Сейчас такие программы реализуют только частники, но не у всех есть возможность посещать платные занятия».
А ведь, поддержав творческие коллективы, считает Нижегородова, власти решили бы и ещё одну проблему.
«По своей основной работе мне часто приходится общаться с одинокими людьми, и я наблюдаю, как общество деградирует. У нас стремительно растёт число алкоголиков, причём среди женщин. В основном это те, кто не смог найти занятие по душе, — рассказывает хореограф. — Необходимо создавать условия, чтобы развиваться и совершенствоваться мог каждый».