Примерное время чтения: 8 минут
2441

Смертельная эйфория в Орле

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44. АиФ-Орёл 30/10/2013

В начале октября на одной из улиц областного центра было найдено тело 17–летнего юноши. По официальной версии, причиной смерти учащегося техникума стала острая сердечная недостаточность, по неофициальной – передозировка курительной смесью, прозванной в молодёжной среде «спайс».

Небольшая однокомнатная квартира в Советском районе Орла. У окна двое. Одному 19, второму 22 года.

– Держи, давай–давай, быстрее «пыхай», – говорит Лёша, поджигая спичками зелёное вещество, насыпанное в специальную трубку.

Тот затягивается, на лице появляется улыбка. Через пять минут Саша бледнеет, перестаёт двигаться и разговаривать. Я в ужасе – передо мной живой труп, но Лёша, как ни в чём не бывало, успокаивает:

– Признаки жизни подаёт, видишь, дышит, значит – всё нормально.

в тему
Александр Горохов, главврач орловского наркодиспансера: - Скорость развития зависимости при употреблении «спайсов» - 5-15 первых проб. Первый удар принимает на себя нервная система: клетки отмирают, снижается интеллект, память, способность учиться и работать. Возникает и физическая зависимость: тягостный физический дискомфорт (хроническая усталость, снимаемая следующей дозой), стойкое снижение работоспособности при отсутствии наркотика. Когда в наркодиспансер доставляют пациентов для проведения биологических исследований наркотических веществ, а доставляются, в основном, молодые люди 14 - 20 лет, последние, как правило, поясняют, что употребляли курительные смеси или амфетамин. Однако определить, какой конкретно синтетический препарат употребил подросток, зачастую бывает сложно. Впрочем, сейчас появились методы выявления употребления «спайсов», которые применяются в нашем диспансере, и есть уже первые результаты..

Спустя несколько минут в кресле оседает и он. В это время в квартиру входит ещё один парень – Дима, – он–то, собственно, и предложил мне посмотреть, что такое индустрия современных дизайнерских наркотиков в действии.

Брешь в законе

Синтетические каннабиоиды – курительные смеси, или «спайсы» – появились в Орловской области относительно недавно – в 2010 году. Из–за того, что наркотик новый, добиться запрета на его распространение на законодательном уровне сложно. Например, в 2007 году в России запретили препарат JWH–018 – тот же «спайс»: его раствором пропитывается крапива, мята, мать–и–мачеха, словом, любая трава. Но этому предшествовала длительная процедура и взрыв общественного негодования.

Однако наркотик не исчез: наркодилеры изменили часть формулы раствора, и вот уже новое зелье губит молодёжь – «законно», поскольку оно не внесено в список запрещённых. Процедура внесения его очень длительная, и этим вовсю пользуются торговцы смертью. Впрочем, ситуация может измениться: на встрече с президентом Владимиром Путиным глава наркоконтроля Виктор Иванов выступил с инициативой разрешить борцам со смертоносным зельем самостоятельно принимать решение об ограничении свободного оборота новых препаратов до окончания их исследований и включения в список подконтрольных веществ. «Тогда в реестр новый состав может попасть в течение двух недель». – заверяет Игорь Шмелёв, руководитель пресс–службы регуправления ФСКН России.

Ну а пока для спайс–бизнеса в России достаточно комфорт­ная среда.

Основной территорией «спайса» в области является Орёл, куда наркотик прибывает из Москвы и Новосибирска. Раньше купить его можно было прямо в табачных ларьках – к примеру, у молодёжного клуба «Полёт». А сейчас?

– Распространителей начали прессинговать правоохранительные органы, – говорит Дима, – и «спайс» ушёл в Интернет.

Ломка каждый час

Диме 23, последние два года он плотно сидел на «спайсе». Поначалу это было развлечением:

– Испытывал приятные ощущения: вырубает голову, чувство эйфории, галлюцинации иногда бывают. Но самое главное – легальность, ведь это не героин и даже не марихуана.

Первые месяцы он курил раз–два в неделю, хватало маленькой дозы – «насыпал с ноготочек», как он сам говорит. Потом кайф исчез, но появилась зависимость:

– Потребность стала просто дикой: покурил – хорошо, прошёл час – начиналась ломка: выступает пот, заснуть нереально. Вскакивал даже среди ночи, чтобы затянуться очередной дозой!

Со временем появились конфликты в семье и на работе. Работать из–за ломки и депрессии было невозможно, а когда потихоньку выкуривал в туалете дозу, – «застывал на одном месте и не мог пошевелиться». В итоге он уволился. Из дома тоже ушёл. Поселился у «друзей», которые ранее и подсадили его на наркотик.

Парня спасли родители – перевезли на время в другой город, где ему провели курс лечения. Но такие случаи – увы, большая редкость…

Интернет–торговля

Простота приобретения наркотиков поражает. Сидим за столиком в кафе одного из популярных орловских торговых центров. Дима заходит с ноутбука на сайт:

– Вот здесь указаны контакты, через кого в Орле можно купить «спайс», – парень находит в скайпе указанный на странице сайта ник.

Разговор с «оператором», который находится в Москве, начинается с фразы «Привет, бро! Есть что в наличии?» – это своеобразный условный знак между продавцом и клиентом. В ответ приходит сообщение с перечнем товара и расценками: пять грамм – 1,5 тыс. рублей, десять – 3 тыс. рублей и т. д. Приняв заказ, оператор даёт номер интернет–кошелька, куда нужно перевести необходимую сумму. После этого клиенту скидывают адрес с «закладкой».

– Закладка – место, где тебя будет ждать пакетик с нар­котиком, – объясняет Дима. – В каждом городе у драгдилера есть «торговые агенты», которые получают за своё ремесло зарплату. В их обязанности входит делать эти самые «закладки». Места разные – в сквере под лавкой, в дыре в заборе или за батареей в определённом подъезде.

«Торговцы смертью» работают настолько профессионально, что даже просят клиентов оставлять на своих сайтах отзывы. Вот один из них: «Получил добро о выдаче пробы в Орле, адрес ждать долго не пришлось, полчаса, не больше… Ещё раз убедился, что… качество, как всегда, на высшем уровне! Удачи и процветания!» – пишет пользователь FairPlay.

Полицейские ежемесячно вносят десятки таких сайтов в перечень Росреестра как вредоносных. Однако домены, как правило, зарегистрированы за рубежом, и закрыть их полностью невозможно.

Остаётся отслеживать товар на месте.

– В текущем году сотрудниками регионального наркоконтроля выявлено пять фактов доставки реагентов для изготовления курительных смесей с использованием сети Интернет и услуг курьерской службы, – говорит Игорь Шмелёв.

Очередное задержание курьера произошло совсем недавно в почтовом отделении города. В посылке оперативники обнаружили электронный прибор для компьютера, в корпусе которого вместо микросхем находилось около 400 грамм синтетического каннабиоида – «спайса» очень высокой концентрации.

Но конфискованное – капля в море!

Жизнь в аду

…Если Диме удалось «завязать», то история его знакомого драматичнее. Худощавый парень со впалыми щеками, покрытыми обильной щетиной, и бегающими глазами подошёл к нам и представился Антоном. На «спайсе» сидит уже более 2,5 лет. Попробовал, когда ещё учился в техникуме – в 16–летнем возрасте.

Говорит, что целевая аудитория наркотика – студенты, которых привлекает простота употребления – без боли и шприцев, – и кажущаяся безвредность. Именно эти качества привлекают к «спайсу» уже и подростков, хотя на них нередко употребление «зелья» действует просто убийственно. В одном месяце этого года было зафиксировано сразу семь вызовов бригад «скорой помощи» к детям, средний возраст которых составляет 16 лет.

Сейчас Антону 19, дома он не живёт давно, с тех пор, как вынес оттуда компьютер и золото родителей – нужны были деньги на «спайс». Скитается по знакомым. Рассказывает, что «слезть с системы» хотел много раз, но вместо этого чуть не лишился жизни:

– Уже стоял на крыше десятиэтажного дома, хотел прыгать. Чудом удержался….

Случаи, когда люди выбрасываются из окон и прыгают с крыш из–за курительных смесей – реальность российских будней, и Орёл, к сожалению, не исключение. 21 августа 15–летний подросток спрыгнул с крыши девятиэтажки, но остался жив. На месте, откуда прыгал, следователи нашли бутылку с остатками наркотика.

По словам обоих моих собеседников, в основном мысли о суициде посещают как раз тогда, когда пытаешься завязать…

– Безумно хочу завязать. Жить в этом аду просто невыносимо. Сейчас я это понимаю, но через пять минут зайду в туалет, сделаю затяжку и обо всём забуду, – сказал Антон и, попрощавшись, направился к двери с надписью «WC»…

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах