Однако будущий президент, посетив Воронеж 28-29 февраля, не встретился с рабочими завода. Всё его пребывание на ВАСО свелось к осмотру выставленной прямо на заводском аэродроме сельхозтехники, предлагаемой селянам на условиях льготного лизинга. В это время всем сотрудникам предприятия, по словам Леонида РЫЖОВА, руководителя независимого профсоюза ВАСО «Право», было велено «носа из своих корпусов не высовывать».
- В свой прежний приезд в 2000 году Путин многое говорил про перспективы производства, но ничего выполнено не было, - рассказывает Леонид Константинович. - Тогда нас было около 10 тысяч. Сегодня чуть не вполовину меньше. Последнее масштабное сокращение произошло в 2009 году - почти тысяча сотрудников была уволена.
- Я думаю, предвыборные популистские баталии это одно, а реальная жизнь - другое, - говорит Сергей РУДАКОВ, депутат облдумы. - Мы вполне можем прирулить к тому, что на ВАСО не будут делать ни больших, ни малых самолётов, в лучшем случае - запчасти. Сегодня, как и в начале 2000-х, остро стоит вопрос - быть или не быть заводу. На самом деле проблема решается просто - госзаказы. Нужна лишь политическая воля.
Что с сокращениями?
Так что, на самом деле, произойдёт с ВАСО? Будут массовые увольнения или нет? В последнее время по заводу циркулировали слухи, что уволят едва ли не 40 процентов работников, а аккурат во время визита премьер-министра на официальном сайте ВАСО появилось сообщение, гласящее, что Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) «не планирует абсолютного сокращения численности персонала». Но для обеспечения экономически эффективной реализации производственного плана нужно изменить структуру персонала. Причём, делаться это будет «в основном, за счёт уменьшения численности сопровождающих служб предприятия».
Так что ожидать в реальности? Сокращения всё же грядут? По словам Леонида Рыжова, на заводе подписаны уже два приказа - об объединении цеха агрегатов со сборочным цехом и гальванического цеха с цехом покраски. Таким образом «высвобождаются» технологи двух цехов. Или, к примеру, планируется перевести разметчиц с окладом в 12 тысяч рублей в кладовщицы, оклад которых в два с половиной раза меньше.
Начать с верхушки
- Если уж заговорили о сокращениях, то нужно начинать этот процесс с верхушки, - считает Рыжов. - У директора 15 заместителей с огромными окладами. В советские времена заместителей было два, и завод выпускал по 9-10 самолётов в год.
В принципе, руководство предприятия может особо не тратить усилий на увольнение сотрудников. Достаточно создать такие условия, чтобы они ушли сами.
- На заводе раздут управленческий аппарат, из семи тысяч - только три тысячи рабочих, - говорит Сергей ТОПОРКОВ, бывший слесарь авиазавода. - Оклады у рабочих очень маленькие, либо зарплата сдельная. Но работы нет. Заработав за ноябрь 800 рублей, я естественно ушёл.
Кстати, раньше завод работал в рамках федерального отраслевого соглашения, в том числе предусматривающего рост заработной платы, но, по словам Леонида Рыжова, летом прошлого года Михаил Погосян, руководитель ОАК, дал распоряжение авиазаводам, в том числе и ВАСО, отказаться от соглашения.