Воронеж, 22 апреля – АиФ-Черноземье
В 2011 году депутаты областной Думы вслед за федеральными реформаторами приняли закон о работе такси. Согласно ему, весь таксомоторный рынок региона должен был перевернуться «с головы на ноги» и стать легальным. Однако уже после выхода закона выяснилось, что легализовать эту систему не получается.
Сначала сотрудники ГИБДД разводили руками, утверждая, что у них нет санкций, которые можно применить к нарушителям. Лишь спустя несколько месяцев, когда санкции были внесены и инспекторы получили право наказывать нелегалов, начали проводиться рейды. Но помогло ли это избавиться от нарушителей с шашечками? Судя по их количеству – нет.
Принимая закон, депутаты рапортовали, что легализация рынка таксомоторных перевозок пополнит бюджет региона почти на 100 млн рублей. Получается, именно эту сумму теряет областная казна из-за нелегальных извозчиков. А таковых у нас, по данным Департамента промышленности и транспорта Воронежской области, ни много ни мало – 12 тысяч.
Законно – значит невыгодно?
Удивляться нечему: по степени «подпольности» рынок такси стоит в одном ряду с рынком оружия и алкоголя. Александр Красников, сотрудник одной из таксомоторных компаний Воронежа рассказал о том, что директор предприятия, в котором он работает, отказывается платить своим сотрудникам зарплату, если те не выполняют дневной план.
– Работа в такси – это единственное, что я могу себе позволить, – говорит Александр. – Студенческой стипендии не хватает, а жить на что-то нужно.
По большому счёту, профессии «таксист» в Воронеже нет. В извозчики нанимаются те, кто ищет подработку и «лёгких» денег, да и сама система этого рынка толкает людей на нелегальный способ работы.
– Я устроился работать в официально зарегистрированную фирму, – поделился Владимир Клочков, житель Воронежа.
– За сутки я зарабатывал около 3,5 тыс. рублей, из которых 1,2 тыс. рублей отдавал фирме, 250 рублей тратил на мойку и около 800 – на бензин. В итоге заработал 1,3 тыс. рублей. Через неделю казённая машина стала барахлить, пришлось за свои деньги делать ремонт. У официального такси нет преимуществ перед нелегальным – условия работы хуже, а заработок почти в два раза меньше. Поэтому многим проще работать «на улице» на себя, чем в фирме на хозяина.
Смешные штрафы
– Ничего хорошего реформа не принесла, – признаётся Евгений Хвостов, директор одной из таксомоторных компаний.
Она только ухудшила положение законопослушных предпринимателей. В то время как руководители таксомоторных компаний, стараясь исполнять закон, тратят большие деньги на лицензии, механиков, врачей и переоборудование машин, терпя при этом убытки, «плодятся» бомбилы и нелегальные диспетчерские службы, которые создают огромную конкуренцию.
Интересно, что обнаружить бомбилу на дороге непросто, а иной раз и невозможно. Конечно, некоторые по старинке стоят на остановках и демонстрируют жёлтый фонарь с шашечками на крыше. Из-за таких опознавательных знаков ГИБДД, проводя очередной рейд, может запросто привлечь к ответственности. Но в последнее время появился ещё один вид нелегального такси -оно работает через интернет-диспетчерские, и пассажир может сразу связаться с водителем. Такие таксисты не имеют опознавательных знаков, и в большинстве своём остаются неуловимы и безнаказанны.
Таким образом, нелегалы как хамелеоны способны приспособиться почти к любой среде обитания. Для большинства из них даже штраф за отсутствие лицензии не более чем досадная неприятность. В среднем «бомбила» со стажем способен зарабатывать в месяц до 45 тыс. рублей, поэтому штраф в размере 5 тыс. рублей никого не страшит. А о поддельных документах на тех- и медосмотр даже говорить не приходится. О том, где и как их добыть, известно почти каждому нелегальному извозчику.
Всех не поймаешь
На деле получается, что таксист-нелегал выигрывает абсолютно во всем: зарабатывает больше, работает меньше, имеет право выбрать себе пассажира, отказавшись от сомнительных личностей. И поймать его практически невозможно. Зачем тогда такой закон о такси – непонятно.
Буквально на днях об этом задумались и в Государственной думе. Депутаты, осознав, что всех бомбил не выловить, стали изыскивать новые способы легализации таксомоторного рынка. Одним из предложений было внедрить патентную систему для таксистов. Другими словами, перевозчик, чтобы получить разрешение на свою работу, должен просто выплачивать некую сумму в год – порядка 15 тыс. рублей. Это освободит владельцев таксопарков и частных извозчиков от сложных манипуляций с созданием ИП, долгим получением лицензии и т. д.
Жаль, что вовремя эта идея никому не пришла в голову. И законопослушные таксисты уже потратили уйму средств на оплату услуг механиков и врачей, создание ИП, лицензирование и пр.
Не нужно изобретать велосипед
Жозеф Еркнапешян, начальник управления государственного автодорожного надзора по Воронежской области:
– На мой взгляд, проблема в том, что регулирование таксомоторной сферы передали на уровень субъектов федерации. Не нужно было изобретать велосипед, следовало просто вернуть лицензирование таксомоторных перевозок, как это было раньше. А главное – нужно оставить это на федеральном уровне.
Выдача разрешений производится сейчас в заявительном порядке, в то время как должна, на мой взгляд, основываться на соответствии требованиям транспортного законодательства. Проблемы на рынке таксомоторных перевозок, разумеется, есть, но тут уж спрос рождает предложение. Пассажиры во многом и сами толкают себя на риск – садятся в нелегальное такси, не заботясь о собственной безопасности. Я уверен, что мало кто из жителей, отправляясь в путь с таксистом, попросит показать ему лицензию, пожалуется на неработающий таксометр, а выходя из такси, потребует чек. Попросту менталитет такой.
Одной из мер борьбы с нелегальными таксистами может стать монополизация рынка таксомоторов. Она «убьёт» конкурентов, но, во-первых, нет такого «гиганта», который мог бы нарастить штат автомобилей до нескольких тысяч, а во-вторых, как показывает практика других отраслей, вместе с монополией придёт и множество других проблем, поэтому такими мерами легализовывать рынок не следует.
Мы не конкуренты
Василий Остриков, таксист-«бомбила»:
У нас с легальными таксистами совершенно разные категории пассажиров. Мы ловим только тех, кому нужно ехать «здесь и сейчас». Их же клиент – это тот, кому важен комфорт и кто может подождать.
«Бомбилы», стоящие на остановках, зачастую заботятся об организации своей работы лучше, чем те, кто работает с диспетчером. В моих же интересах, чтобы как машина, так и я сам были в нормальном состоянии, потому что от этого зависит мой заработок. Свободный извозчик сам выбирает для себя пассажира и не посадит в машину пьяного или буйного человека. И главное, он выбирает время для отдыха, в отличие от тех таксистов, которым необходимо сделать план и которые готовы кататься без отдыха всю ночь, чтобы и себе выручку сделать, и для директора заработать.
Проблема не исчезла!
Марина Кузнецова, и. о. генерального директора ООО «Северная звезда»:
– Федеральный закон о такси, вступивший в силу в прошлом году, должен был полностью покончить с бомбилами, но проблема нелегальных перевозчиков никуда не исчезла. Закон поставил нелегальных и легальных таксистов в неравные условия. Нелегалам проще заплатить штраф, чем работать официально.
На мой взгляд, властные структуры должны взаимодействовать с представителями ГИБДД, а также с представителями легальных служб такси. Совместными усилиями, я считаю, удастся «оцивилизовать» рынок таксомоторных предприятий. Проверки таксистов должны носить систематический характер, а не проводиться раз в полгода, как это происходит сейчас. «Бомбилы» должны понимать, что они вне закона и что за их нарушения полагается немалый штраф.
Корень зла глубже!
Воронеж – город криминализированный, в котором, как говорят, «все схвачено». К примеру, почти вся система работы бомбил основана на криминале. Места их дислокации строго поделены – каждый таксист платит определенную дань человеку или группе, за которой это место, якобы, закреплено.
В том, что на дорогах так много нелегальных извозчиков, я вижу только лишь бездействие властей, правоохранительных органов, и не только в отношении закона о такси. Ни один закон не будет работать, если людям не дать нормальную среду для существования. Бомбилами тоже становятся не от хорошей жизни. Сейчас за рулем такси очень легко встретить человека с высшим образованием, а то и с двумя.
Наши правительственные мужи стремятся творить законы, показывают бурную деятельность, но не проще ли реализовывать то законодательство, которое есть? Ни тот закон, который имеется сейчас, ни патентная система, которую намереваются ввести, не решат проблем в системе такси.
Корень зла гораздо глубже -нужно постепенно решать основные проблемы в обществе, в частности – по борьбе с коррупцией и криминальными группировками.
Николай Киселёв, председатель регионального отделения общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов»