Примерное время чтения: 6 минут
221

В Орле обсудили альтернативный суд

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 30. АиФ-Орёл 24/07/2013

Во время подведения итогов работы районных судов за минувшее полугодие председатель облсуда Фёдор Телегин упрекнул коллег в том, что они очень пассивно относятся к альтернативному способу урегулирования гражданских споров – медиации, не все даже знают, что это такое. О новации «АиФ-Орёл» рассказал судья облсуда Дмитрий Ульянкин.

Суд или медиация?

АиФ: – Дмитрий Васильевич, что такое медиация?

Д.У.: – Так называется процедура альтернативного, внесудебного урегулирования споров и конфликтов при помощи посредника, которого называют медиатором. Прежде всего такая форма разрешения конфликтов хороша для гражданских дел. Чтобы было проще понять, о чём я говорю, приведу простой пример. Супруги разводятся и решают разделить имущество, но никак не могут определиться, у кого что останется в собственности. Между тем какой-то консенсус найти необходимо. Обычно люди идут за ним в суд. А сейчас у них появляется альтернатива – медиация. Её преимущество в том, что во время данной процедуры люди могут научиться слышать друг друга, понимать и, в конце концов, договариваться. И если в случае обращения в суд на выходе мы получаем формулу: «победа (выгода) – проигрыш», то смысл медиации сводится к формуле: «выгода - выгода». Так как при добровольном соглашении никто из сторон ничего не теряет.

АиФ: – Платное ли это «удовольствие»?

Д.У.: – Так как мы говорим не о государственном, а об общественном институте, то плату устанавливают сами медиаторы. Однако совершенно точно, что она меньше, нежели судебные издержки, которые включают в себя оплату госпошлины, услуг адвокатов, походы по различным инстанциям для сбора документов, что может к тому же затянуться не на один месяц.

Но, пожалуй, самое главное здесь это даже не затраты, а конфиденциальность процедуры. Многие люди не хотят выносить сор из избы, но судебный процесс им этого гарантировать не может. Любой человек при желании может посетить любое заседание и узнать, почемум супруги враждуют. Пресса и вовсе может всё это разнести на всю округу. Медиация же исключает такой вариант. За столом переговоров собираются: медиатор, который в силу закона не вправе разглашать полученные в ходе процедуры сведения, и участники спора.

АиФ: – Расскажите о медиаторах - кто эти люди, что входит в их обязанности?

Д.У.: – Как я уже сказал, это посредник в разрешении конфликта. В его обязанности входит на первой стадии – рассказать сторонам о самой процедуре медиации, ведь люди у нас привычно боятся всего нового, и поэтому их нужно заинтересовать, показать преимущества, которые получат оба участника спора. Далее медиатор обязательно выясняет, что за личности к нему пришли: эмоциональный склад, тип характера. Ведь это те самые аспекты, с которыми ему предстоит работать, уговаривая людей найти выгодный обоим компромисс.

Немаловажно установить природу конфликта. В отличие от судьи, который строго ограничен рамками заявленных исковых требований, медиатор вправе анализировать конфликт намного глубже, обсудить со сторонами истинные его причины, которые могут не совпадать с требованиями, рассматриваемыми в суде, исследовать психологические и моральные аспекты проблемы. Задача медиации – подтолкнуть людей к пониманию их истинных интересов, о которых они способны самостоятельно договориться – без вмешательства судебных органов.

Многое ещё предстоит сделать

АиФ: – Соглашения, к которым приходят стороны в процессе медиации, имеют юридическую силу?

Д.У.: – Разумеется. Изначально, когда люди только собираются принять участие в этой процедуре, они заключают соответствующее соглашение, где прописываются сроки процесса, права и обязанности медиатора, регламент поведения сторон. В случае положительного исхода заключается медиативное соглашение: стороны берут на себя обязанность добровольно следовать достигнутой договорённости.

Практика показывает, что имеют место случаи, когда процедура медиации не даёт положительных результатов, и стороны настаивают на судебном разбирательстве.

АиФ: – А кто может стать медиатором?

Д.У.: – Медиатор - это человек не из системы: не судья и не госслужащий. Если хотите, это представитель общественности. Ведь смысл всей этой затеи в том, чтобы не было какого-то государственного принуждения. Идеальные кандидаты на должность, в силу тех обстоятельств, с коими приходится работать, - адвокаты и психологи. Однако медиатором может стать любой желающий, получивший соответствующий сертификат.

АиФ: – И где его взять?

Д.У.: – Ближайшая область, где в настоящее время формируется центр подготовки медиаторов, - Липецкая. Сама процедура там очень хорошо себя зарекомендовала: за полтора года в более чем 300 случаях стороны согласились пройти процедуру медиации. Обучение также можно пройти в Москве и Санкт-Петербурге. Вся необходимая информация имеется в Интернете. Кроме того, обучение организовано на базе Уральской юридической академии в Екатеринбурге. В настоящее время фонд «Правовая реформа» – единственное объединение медиаторов в Орловской области. Сведения о медиаторах нашего региона имеются на сайте Орловского облсуда.

Кстати говоря, сам институт медиации появился в нашей стране относительно недавно - три года назад, с принятием Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», вступившего в силу с 1 января 2011 года. Так что ещё многое предстоит сделать. Сейчас в Орловской области работает всего три медиатора, что, само собой, ничтожно мало. В идеале в каждом районе должны работать по одному человеку.

АиФ: – В разрешении каких споров могут участвовать медиаторы?

Д.У.: – В первую очередь, это практически все гражданские споры (трудовые, брачно-семейные, земельные), за исключением тех, где затрагиваются коллективные или публичные интересы или могут быть затронуты права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в медиации.

С почином!

АиФ: – В Орле есть медиаторы?

Д.У.: – На минувшей неделе в Северном районном суде состоялся почин альтернативной практики. Конечно, люди не сразу пошли к медиатору, а после подробных разъяснений суда. Но суть в том, что они впервые в Орле прошли процедуру до конца, и она завершилась успешно.

К слову, решая проблему информирования граждан, в помещениях судов мы планируем выставлять стенды с контактами медиаторов и информацией о сути такой процедуры.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах