876

«Тамбовская чернь» – один из древних видов вышивки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-Тамбов 23/10/2013
Олег Алёшин / из архива редакции

Ниточная панацея

Лара Чайка, АиФ-Тамбов: – Татьяна Валерьевна, когда «заболели» рукоделием?

Татьяна Валерьевна: – Ещё со школьной скамьи. И мама, и бабушка были мастерицами. Особенно интерес к ручному творчеству разгорелся, когда появились дети. В магазинах трудно было купить что-то оригинальное, поэтому стала воплощать свои идеи сама. А конкретно к вышивке я пришла через сложный период своей жизни, когда было стрессовое состояние, и всё буквально из рук валилось. Знакомые надоумили попробовать заняться вышиванием. Это и впрямь стало терапией. Я брала пяльцы в любое время суток и тупо работала. Стежок за стежком – все дурные посторонние мысли улетучивались на раз.

– У вас есть много красивых работ, выполненных в технике «тамбовского креста». Чем так знаменита эта вышивка?

– Правильнее назвать – «тамбовская чернь». А «тамбовский крест» – техника, в которой она исполняется. Это один из древних видов вышивки. Особенность в том, что она – двусторонняя, обрамлена четырьмя стежками. Ниток уходит на неё в четыре раза больше, чем на обычную вышивку. Даже при очень пристальном рассмотрении в этих узорах не найти ни узелков, ни малейших зацепочек.

Прославился «тамбовский крест» за пределами области. Работы крепостных, выставлявшиеся раньше на ярмарках, изобиловали этой техникой. Дочь художника Поленова – Елена – приезжала в Тамбов, чтобы сделать крестьянским девушкам выручку. Потом изделия продавались в европейских странах. На всемирной выставке во Франции в 1900 году президенту Франции подарили полотенце, вышитое жемчугом и шёлком. Его изготовили моршанские мастера.

– А сегодня вышивка актуальна?

– При всём изобилии товаров люди всё равно пытаются найти что-то эксклюзивное, нередко – связанное со стариной. Часто используют такие изделия для икон и во время свадебных церемоний. Кстати, раньше на свадебном полотенце вышивали целое семейное дерево: один конец – для невесты, другой – для жениха. По нему можно было определить, кто жив из родни, кто мёртв…

Сегодня жители соседних областей восхищаются работами, вышитыми «тамбовским крестом». Когда мы приезжаем на какие-то выставки, узнаём, что люди в глаза никогда такой красоты не видели, просят продать за немалую цену. Вообще, после деления губернии многое «ушло» от нас в другие регионы: елецкие кружева, кадомские кружева и вышивка, нижегородские матрёшки и расписная деревянная посуда. Чудом у нас сохранились известные рассказовские носки и всё та же тамбовская вышивка.

Не ради забавы

– Чем вас привлекло кукольное творчество?

– Куклы – игрушка толковая. В старину к ним относились бережно, ведь они могут много о чём поведать. К примеру, раньше по куклам можно было догадаться, каково живётся молодой жене в доме у мужа. Выдавая в 12–13 лет девочку замуж, ей с собой обязательно давали тряпичную куклу-закрутку («столбушку»). Мама невесты смотрела: если игрушка была вся замусоленная, значит, девочка часто нервничает и теребит её – несладко приходится в новой семье.

Кукол–закруток девочки делали уже с пяти лет. А уже в более старшем возрасте мастерили их «на выхвалку». Брали на улицу, чтобы люди могли смотреть и оценивать таланты девочки как потенциальной невесты. Кстати, как и многие другие куклы, они создавались без иголок.

– А почему куклы делали безликими?

– Считалось, что с выражением лица кукла приобретала душу, теряя свою таинственность и свойства оберега. Куклы у ребёнка до трёх лет были безликими. К пяти годам допускались глаза и рот, но без эмоций – их должен додумывать сам ребёнок. Если маленькому человечку плохо – кукла с ним «плачет», если хорошо – «смеётся».

Современным детям всё-таки в игрушках важно лицо. Кукла Барби «прижилась» у нас когда-то за счёт того, что лицо её было как бы анонимное – ничьё. Но она просто королева по сравнению с модными теперь куклами Винкс. Множество теперешних кукол популярны благодаря раскрученным американским мультфильмам. Они выглядят ужасающе и несут зло. Тогда как в советские времена в нашей стране никогда не производили агрессивных игрушек. Когда начала работать промышленность, стали выпускать игрушки уже из разных материалов, но всегда важен был воспитательный момент, а не просто ради забавы.

Интерес не угас

– Значит, старые тряпочные куклы уже вовсе не интересны детям?

– Почему? Часто на выставках и ярмарках наблюдаю, как ребятишки тянутся к тем же куклам-закруткам. Ведь эти игрушки мягкие, гибкие и умеют хранить тепло рук мастера. Детей не обманешь – чувствуют, когда с добром сделано. И сами мастерить в творческих кружках пытаются с удовольствием. Правда, терпения довести дело до конца не у всех хватает.

– Кстати, как вам нынешняя Покровская ярмарка?

– Огромный плюс, что поставили палатки и столы. Радует, что спрос на товар был большим. Из игрушек не осталось почти ничего, и вышивкой часто интересовались. Судя по ярмарке, интерес к рукоделию и народным промыслам у нас возрождается. Ещё бы условия были для того, чтобы в будни собираться таким одержимым людям вместе. Есть у нас палата ремёсел в Тамбове, да расположена неудобно – не всякий туда доберётся. В центре города много старых зданий, которые можно приспособить под это дело. Например, в Пензе есть музей народного творчества в простом деревянном здании в центре города. Такую идею можно воплотить и в Тамбове.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах