На днях на нашей земле в третий раз проводились «Атмановские кулáчки». Эти традиционные народные игры первыми в мире вошли в реестр объектов нематериального культурного наследия народов России в рамка программ ЮНЕСКО. Об уникальности русских игр «АиФ-Тамбов» рассказал Анатолий Тедорадзе, вице-президент Тамбовской региональной федерации традиционного рукопашного боя.
Плечом к плечу
АиФ: – Анатолий, почему именно Атманов Угол стал местом проведения кулачных боёв?
А.Т.: – Несколько лет назад мы проводили на Тамбовщине этнографическую экспедицию по кулачным боям. Побывали в
119 сёлах, где наши предки проводили кулачные состязания. Как правило, они были приурочены к православным календарным праздникам. Эта традиция сохранялась до 70-х гг. XX века. А в двух населённых пунктах – Атманов Угол Сосновского района и Глазок Мичуринского района – кулачные бои проходили вплоть до конца 80-х.
Лесное село Атманов Угол в этом смысле уникальное. Там люди жили более изолированно, нежели их степные соседи. Поэтому традиционный уклад жизни здесь сохранился до наших дней. Не использовать шанс пообщаться с живыми носителями этих традиций было бы большим упущением. А когда изучили вопрос глубже, решили, что истинно российские единоборства нужно возрождать на Тамбовщине.
АиФ: – Так ли это необходимо? Ведь сегодня огромной популярностью пользуются восточные единоборства…
А.Т.: – Всё чужеродное – это всегда разрушение этнических связей. Русские кулачные бои – не просто потешное зрелище. Это культура и даже быт, отражающие наш менталитет. Ведь много традиций передаётся через игры и состязания. У каждого народа есть свои двигательные навыки, по которым можно определить даже национальность. Возьмём всем известный мультфильм про Алёшу Поповича. Там уже по размаху руки персонажа можно определить, что он русский. А когда берутся за грудки? Это тоже чисто русский элемент, который сидит у нас где-то в подкорке.
Что же касается восточных единоборств, то они больше смахивают на игру с элементами духовной философии. Русские же кулачные бои, помимо закалки тела и воспитания воли, укрепляют в бойцах общинный дух. Улица на улицу, деревня на деревню, словом – стенка на стенку. Таким образом отрабатывались совместные действия, что называется, плечом к плечу.
Лежачего не бить
АиФ: – Эти навыки были полезны лишь в военных действиях?
А.Т.: – Умения наших воинов в рукопашном бою пригодились в битве под Полтавой в 1709 году. Там русским удалось одержать победу над шведами. Но не только в военных целях «сцеплялись». В том же селе Атманов Угол способом «стенка на стенку» выясняли даже, кому принадлежит лук в огороде. Да и просто на праздниках массовых «кулачились». Но бои среди сельчан не перерастали в драки. Этот этнокультурный обряд даже включали в праздник села. Атманов Угол, как и все населённые пункты в прошлом, был поделён на противоборствующие «партии» – сотни. Они же противостояли друг другу в коллективных кулачных боях. В Атмановом Углу сотни Поволжье, Крым, Лягушачье и Промартель выступали против сотней Вшивка, Терешата, Соловьята и Село. Праздник проходил в центре населённого пункта, где с самого основания села бились на кулачках.
Важно, что показательные выступления всегда заканчивались миром. Например, в бою «сам на сам» нередко сталкивались закадычные друзья. Интересно, что перед схваткой они трижды целовали друг друга, а после боя шли вместе в кабак.
АиФ: – Но считается, что подобные состязания отличались яростным характером и свободой действий…
А.Т.: – В кулачных боях уже в далёкой древности существовали свои правила. Хоть они никем официально не прописывались, но были очень строги и справедливы. Например, лежачего не бить, не наносить удары по лицу, голове, спине. Вести бой нужно до первой крови. Убегающего не преследовать, драться можно только лицом к лицу. Прятать в рукавицы или кулаки тяжёлые предметы тоже строго запрещалось. Вообще традиционные игры всегда судились объективно. Ведь и раньше, и сейчас все бои происходят, как говорится, при честном народе, поэтому любое нарушение сразу замечается.
Пой, дерись, пляши
АиФ: – Насколько мне известно, «Атмановские кулачки» – это целый проект, а не только молодецкие игры…
А.Т.: – Да. Не менее привлекательны в этом празднике состязания гармонистов, частушечников и плясунов. Здесь же выступления фольклорных коллективов и самоварное чаепитие. Но основной размах гуляния получают, когда вся огромная масса сливается в огромном дружном курагоде (хороводе). И как можно изучать культуру предков без познания православных праздников? Сроки проведения «Атмановских кулачков» всегда совпадают с православным праздником Успения Пресвятой Богородицы. Это придаёт особый духовный смысл. Успение – престольный праздник селе Атманов Угол. Даже храм здесь построили в память об этом празднике, и местные жители почитают Успение не меньше, чем Пасху.
АиФ: – Что даёт вам решение ЮНЕСКО внести традиционные народные игры в объекты нематериального культурного наследия?
А.Т.: – Во-первых, Тамбовщина опередила в этом деле не только российские регионы, но и другие страны. Сегодня нигде в мире не возродили ещё ничего подобного. Поэтому мы надеемся привлечь внимание не только к себе, но и в целом к региону, ведь наше начинание – отличный повод заманить туристов. К тому же «Атмановские кулачки» теперь считаются главными играми года, и проходить будут именно на Тамбовской земле. Сейчас готовимся к участию во II Всемирных играх боевых искусств, которые пройдут в Санкт-Петербурге в октябре. К сожалению, традиционную борьбу «За вороток» представит город Ханты-Мансийск. Хотя развивалась и возродилась она именно на Тамбовщине. Как ни банально это звучит, мы не имеем финансовых возможностей выставить «За вороток» от Тамбова. Но всё-таки надеемся получить поддержку в будущем, в том числе от Минкульта в Год культуры в РФ в 2014 году.
Фото предоставлено Тамбовской региональной федерацией традиционного рукопашного боя.