Весть о том, что Тамбов вошёл в десятку российских городов с самой дорогой продлёнкой, разнеслась по региону быстро. Согласно результатам исследований рабочей группы «Единой России», в этом списке мы занимаем «почётное» пятое место. «АиФ–Тамбов» решил разобраться, должны ли всё–таки родители платить за продлёнку.
Как умеешь, так и вертишься
Теперь продлёнки называют группами по присмотру и уходу за детьми. Причислить их к платному виду услуг школы имеют законное право (ч. 8 ст. 66 ФЗ от 29.12.2012 № 273–ФЗ «Об образовании в РФ»). А платные услуги, как известно, сегодня приходится вводить всеми правдами и неправдами, чтобы выживать. Многие и не скрывают, что услуга по присмотру и уходу за детьми – один из простых способов заработать «на нужды школы». Ведь далеко не у всех родителей есть возможность контролировать своих несамостоятельных чад после уроков.
За чертой бедности
По данным областного управления образования и науки, на Тамбовщине из 482 школ с филиалами плату по присмотру и уходу за детьми берут в 31 учреждении. Остальные на продлёнке находятся бесплатно (не включая оплату обедов).
К примеру, по словам Галины Кондраковой, директора основной школы города Кирсанова, никто за такую деятельность учителей и воспитателей деньги с родителей не берёт. А чтобы оплатить труд педагогов, средства закладываются в стимулирующий фонд. При этом учителя не просто выполняют роль «надзирателей», но и выводят детей на прогулки, придумывают для них подвижные и развивающие игры и сидят с детьми, как говорится, до последнего родителя.
В глубинке школы понимают, что «обдирать» родителей просто нереально – ведь половина семей живёт за чертой бедности.
Ищут лазейки
Российское Министерство образования и науки убеждает, что все школы во всех регионах финансированы по достаточному нормативу, в том числе обеспечивающему присмотр и уход за детьми после окончания уроков.
Но коли разрешено законом вводить платные услуги в школах, то найти всевозможные лазейки – дело нехитрое. Например, в группе продлённого дня работает учитель со знанием английского. В погоне за требованием времени знать «инглиш» чуть ли не с пелёнок, родители раскошеливаются. Или ещё проще – под дополнительную платную услугу подгоняют подготовку домашних заданий не просто под присмотром, а с помощью педагога.
– С тоской вспоминаем своё детство, когда в продлёнке учителя совершенно бесплатно помогали нам делать уроки. А теперь ребёнок приходит с продлёнки, а уроки не выучены, – говорит тамбовчанка Ольга Куксова.
Ошибочка вышла?
Напомним, что тревогу на федеральном уровне забили не из–за того, что продлёнки платные, а потому, что размер «зашкаливает». Ситуацию промониторили в Госдуме: наибольшая стоимость услуги зафиксирована в Москве – 17 тыс. рублей в месяц за одного ребёнка. Тамбов занимает пятую позицию в «чёрном списке» – согласно ему, у нас это выливается в 4 200 руб. По всей вероятности, взяли эту цифру из оплаты так называемых школ полного дня. А таких в Тамбове – единицы.
– Никакого отношения эта цифра к нашим продлёнкам не имеет. Сегодня ежемесячная оплата группы по присмотру за детьми составляет от 300 до 500 рублей. Мы подготовили письмо в Государственную думу с опровержением данных и с просьбой убрать Тамбов из этого рейтинга, – поясняет Любовь Филатьева, первый заместитель начальника областного управления образования и науки.
Тем не менее, родители «скрипят зубами», но продолжают платить за продлёнки – иногда и последние деньги. Ведь портить отношения с учителями и директором никто не хочет.
В Госдуме заявляют, что полностью ликвидировать платную продлёнку рассчитывают до конца октября. Но думается, что к этому времени найдутся новые лазейки, чтобы замаскировать продлёнку под каким–нибудь другим платным «соусом».