Воронеж, 19 июня – АиФ-Черноземье. Одной из проблемных точек Воронежа остаются проблемы с развитием городской транспортной инфраструктуры. Специально для столицы Черноземья московский научно-исследовательский институт автотранспорта предложил проект новой маршрутной сети, который все еще находится в доработке.
Меняем перевозчика
Транспортную проблему может решить смена перевозчика. Как рассказал руководитель управления транспорта Воронежа Владимир Анисимов, для удобства управления перевозчиков попросили объединиться:
– Мы предложим им прозрачные правила игры: новую документацию, типовые договоры, маршрутную сеть. Будет объявлен конкурс. Конечно, есть недовольные. Изменения вообще принимают плохо. Но нужно, чтобы был порядок и никаких гонок и драк за место на остановке.
С ним согласны эксперты организации «Город и Транспорт» – Юрий Новиков, Владимир Коптев и Андрей Фурсов. Но это не всегда приемлемо в условиях города. К примеру, с 14 июня изменили маршрут два автобуса - № 29 и 31, и эти изменения не приведут к положительному результату:
– Перевозчика менять, действительно, необходимо, но в случае с маршрутами №29 и 31 – это не выход. Существует множество более удобных альтернатив. До изменения, маршрут № 29 фактически был дублером 47-го маршрута, следующего через улицу 45-й Стрелковой Дивизии, а 31-й был подвидом 18-го маршрута, направленного от «Работницы» в центр. Изменения не только не принесут пользы, но и пойдут во вред указанным маршрутам – по новой схеме их конкурентами станут популярные 9, 90 и 41 маршруты, отвоевать у которых нишу можно только обеспечив стабильную работу, чего мы в данный момент не наблюдаем. Кроме того, оба маршрута становятся дублирующими и увеличивают нагрузку на Московский проспект и центр города. Скорее всего, уже к концу года оба маршрута закроют. Другие изменения более логичны – это касается 16В, 125 и продление маршрута №1, а также возращение 136-го маршрута на старую трассу через район ВАИ. Есть вопросы по пути следования нового маршрута №72, но и при существующей схеме движения он вполне имеет право на жизнь.
Комплексные изменения
Помимо внедрения новой маршрутной сети от специалистов НИИАТ, нужны какие-то более глобальные изменения. По мнению экспертов «Города и Транспорта», нужна скоординированная транспортная политика:
– Необходим комплексный документ развития отрасли, некая концепция, которая будет официально презентована на публичных слушаниях, затем в нее будут внесены изменения в соответствии с предложениями граждан, и она примет вид постановления, которое будет принято и утверждено городской Думой. И только при выделении достаточного бюджетного финансирования и наличия заинтересованных фирм со стороны перевозчиков, дело сдвинется с мертвой точки. В противном случае город останется с той порочной системой, которая сложилась у нас сегодня.
Газификация региона
14 мая этого года в Сочи прошло совещание о перспективах перехода общественного транспорта на газ, которое провел Владимир Путин. В нем также принял участие губернатор Воронежской области Алексей Гордеев. Речь шла об эффективности использования энергоресурсов и снижении стоимости транспортных перевозок, а также об улучшении экологии крупных городов и регионов.
Плюсов перехода на газ, действительно, немало: это и стоимость газа, которая ниже бензина и дизельного топлива, и снижение выбросов вредных веществ в атмосферу.
По словам Андрея Чернова, одного из перевозчиков, у перехода на газ больше плюсов, чем минусов:
– Я считаю, что в этом переходе нет ничего плохого. Так как современные технологии вполне безопасны. Газ дешевле бензина, а значит можно удержать рост цен за проезд в общественном транспорте. Со стороны перевозчика выгодно, а многие ГАЗели и ПАЗики уже сейчас ездят на газу. Затраты на установку комплекта можно окупить довольно быстро. Будет, конечно, потеря в мощности, но водителям маршруток ни в гонках же участвовать.
В развивающихся странах газ становится альтернативой бензину, но, тем не менее, доля газовых автомобилей в мире составляет 1,5%, а в России – около 0,2%. Основной проблемой, по мнению экспертов, является только то, что потребитель до конца не может понять своей выгоды.
Оптимальным способом решения проблемы является сознание газовых колонок на уже существующих заправках, это будет гораздо дешевле, чем строить новые. Но при этом не все АЗС технически могут быть оснащены таким оборудованием, в этом один из основных минусов перехода общественного транспорта на газ.
Иностранный опыт
Несмотря на многочисленные проекты, которые предлагаются в качестве решения транспортной проблемы, на данный момент, все остается по-прежнему. Тенденция к развитию городского общественного транспорта, которая начала развиваться в Воронеже только сейчас, уже давно используется за рубежом.
К примеру, благодаря увеличению платы за место на стоянке и сокращению количества парковок в центре города, жители добираются на работу не на машине, а на общественном транспорте. В Сеуле (Южная Корея) передвигаться на личном транспорте стало не выгодно, а плата за место на парковке увеличилась на 40%. Одно из основных направлений – популяризация общественного транспорта.
В Пекине жители города пересаживаются на велосипеды – город просто задыхается от большого количества автомобилей. Таким образом, можно добраться в любую точку города. У метро созданы парковки для велосипедов, что также значительно улучшает транспортную ситуацию.
В Испании строят подземные дороги, а также активно развивается городской общественный транспорт и вводятся новые автобусные маршруты. Также вполне приветствуется взаимовыручка – испанцы кооперируются и подвозят друг друга на работу.
В России в целом и в Воронеже, в частности, нужен некий собственный путь развития. Но, судя по опыту городов Европы, Кореи и Китая, новая маршрутная сеть столицы Черноземья и переход на газ могут, действительно, стать решением транспортной проблемы города.