– Как дела, Игорек?
– Плохие.
– Ты когда бросишь пить? Ты газ-то отключаешь, когда уходишь?
– Нет, чтоб тепло было.
– А если особняк соседский рванет, ты всю жизнь платить будешь?
– Да я на самый маленький огонек, не рванет.
– Ох, Игорек-Игорек… бросай пить, а? Не хочу я тебя хоронить. В том плане, что я приду и буду тебя описывать.
– Спасибо, Вить. Кто бы ты ни был, я рад был тебя видеть.
Вот такой диалог состоялся у участкового 9 участка Коминтерновского района города Воронежа Виктора Федюнина с одним из своих «подопечных».
Фронт работ
13 ноября, прохладный, но ясный день, без дождя и ветра. Поэтому дежурный обход участка проходит вполне бодро.
Каждое утро участкового начинается с совещания, на котором он получает указания на день. Далее – короткое посещение опорного пункта – небольшого кабинета для приема граждан, где есть только самое необходимое – письменный стол, сейф и угол, с зарешеченной перегородкой, на всякий случай. Затем участковый принимается за свои повседневные дела – наблюдает за обстановкой на участке и навещает граждан, состоящих на учете.
Объектом работы службы участковых являются «подучетные» лица. В основном, это условно осужденные. Особой опасности для общества они не представляют, но участковые с ними плотно общаются: проводят профработу, проверяют информацию о трудоустройстве, о месте жительства граждан. Относительно недавно, когда вступил в силу «Закон о полиции», у службы участковых появилась еще одна обязанность – административный надзор. Есть лица, которые, находясь в местах лишения свободы, не зарекомендовали себя с хорошей стороны. По решению суда им устанавливается ряд ограничений: им нельзя посещать питейные заведения, находиться дома с 23 часов вечера до 6 утра, а также покидать Воронеж и область без разрешения надзирающих органов. Помимо вышеперечисленных лиц, участковые близко «дружат» с наркоманами, психически нездоровыми людьми, бомжами и несовершеннолетними преступниками.
Проверка «подучетных» граждан осуществляется следующим образом: они приглашаются в опорный пункт, на каждого заводится личное дело, собираются справки с работы. Человек, находящийся под надзором, должен полностью зарекомендовать себя, показать, что он стал на путь исправления. Если подучетник допускает правонарушение, имея условный срок, сотрудники службы участковых составляют протокол (распитие спиртных напитков, мелкое хулиганство, какое-либо другое нарушение, например, по линии ДПС) – это все суммируется и направляется в суд. Мера наказания варьируется от степени тяжести – вплоть до замены меры пресечения.
Охота на охотников
Помимо антисоциальных элементов, участковые время от времени посещают владельцев оружия. Здесь могут быть правонарушения иного рода: отсутствие лицензии или разрешения на хранение оружия. Во время патрулирования участка Федюнин делится своим опытом:
– Вот случай был год назад. Дедушка старенький съездил на охоту, ну, как принято у них, по старой деревенской традиции, постреляли, познакомились, патрончиками махнулись. «Я ему пять – он мне пять». Только ему дали пять патронов на нарезной ствол. И у него оружие нарезное, но не от этого ствола. Это подпадает под статью «Незаконное содержание оружия». И за раскаяние, за то, что умысла как такового нет, прекратили, что называется, уголовное преследование, но факт имел место быть.
Маленький детектив
Все эти детали и случаи полицейский описывал, пока мы бодро шагали от одного «подучетного лица» к другому. Между посещениями Виктору периодически поступали звонки с вызовами. Один из таких вызовов произошел на соседнем участке, но, поскольку он сейчас вакантен, сотрудники с других участков поддерживают на нем порядок. Дело было в том, что у женщины вскрыли машину и украли запасное колесо и ящик с инструментами. На месте преступления Виктор Владимирович допросил пострадавшую и принялся за поквартирный опрос, в то время как его коллеги снимали отпечатки пальцев с машины.
Участковый кропотливо записывал каждое слово жителей дома, во дворе которого было совершено преступление. Даже довелось пообщаться с легальными мигрантами из Узбекистана, поскольку они осуществляют уборку двора. В целом, история была похожа на детектив, потому что она постепенно обрастала все новыми деталями и подробностями, вела из одной квартиры в другую.
«Участковый» – от слова «участие»
Виктор Владимирович Федюнин служит в полиции уже седьмой год. Он уверен, что участковый – это именно та должность, с которой надо начинать карьеру полицейского. Ведь эта служба совмещает в себе и линию по борьбе с несовершеннолетними, и уголовный розыск, и некоторые протоколы по линии ДПС.
– Ближе «к земле», чем участковые, службы нет и не будет. Многие, особенно, молодые сотрудники недооценивают ее значимость. Уголовный розыск, следствие – это «голубая кровь». А мы так, на земле копошимся. По моему субъективному мнению, мы выполняем 75% работы, совмещая функционал разных отделов. Кроме того, я уверен, что никогда нельзя оставаться равнодушными. Оступившиеся. Может, больные, угнетенные, – они тоже люди. Нужно об этом помнить и проявлять к ним участие.
Для того, чтобы каждый день общаться с определенным контингентом, необходима твердая выдержка, хорошая физическая подготовка и огромная сила духа. По словам стража порядка, в последние несколько лет люди очень негативно настроены по отношению к сотрудникам полиции. То и дело пытаются спровоцировать их на незаконные действия, или хотя бы просто досадить. Рецепт от подобных неприятностей прост: философский настрой и умение держать себя в руках. И самое главное – любить свою работу. Причем не вопреки, а благодаря.
– Иногда невольно начинаешь ощущать, как сильно ты зависишь от этих людей – делится своими впечатлениями от работы Виктор Федюнин. – Ты должен осуществлять контроль за ними, ты делаешь для этого все возможное, но если он жулик, он все равно будет продолжать совершать правонарушения. На самом деле, интересно все, – порой смешно, порой плакать хочется. Вот так представление складывается о народе простом.