Воронеж, 7 марта – АиФ-Черноземье
Сегодня мы продолжаем публиковать ответы на самые частые вопросы, которые воронежцы задавали Ольге Фроловой – председателю общественного совета по вопросам развития ЖКХ при мэре Воронежа.
Куда уходит вода?
Олег Долгих: – У меня УК Левобережного района. Пришла платёжка, в которой мне вписали 6,5 кубов воды на общедомовые нужды. До этого начисляли гораздо меньше. Аппетиты растут?
О.Ф.: – Постановление № 354 вступило в силу в сентябре, но УК, входящие в Воронежскую коммунальную палату, в том числе и ваша, перешли на расчёт по квадратным метрам только в декабре. Возможно, поэтому и увеличились суммы. Я бы вам посоветовала узнать у соседей, какие счета пришли им. И в каждом случае надо разбираться отдельно. Например, у кого-то есть утечки в кранах и бачках. А утечка одного бачка – это почти КамАЗ воды в месяц. А ваша УК не работает с собственниками, которые не установили приборы учёта, потому что у вас такой договор. Ведь собственники, как правило, подписывают договор, не глядя, и потом никаких претензий предъявить УК не могут. Напишите вместе с соседями коллективное письмо директору вашей УК с просьбой проверить показания индивидуальных приборов учёта и состояние внутриквартирного оборудования в вашем доме – с сентября УК обязаны это делать не чаще, чем раз в три месяца, и не реже, чем раз в год.
Вы собственники, вы должны следить за расходованием своих денег. УК – ваша домработница. Вы же не доверите домработнице свой кошелёк? И вы должны научиться обращаться письменно. Ведь то, что вам скажут, никуда не подошьёшь. А с официальным ответом вы вправе обращаться и в прокуратуру, и в жилищную инспекцию. Времена, когда можно было просто позвонить в домоуправление, давно прошли. И выберите совет дома. В Воронеже их уже больше 1300. И во многих домах жители вводят целевой сбор – оплачивают работу советов. Если председатель совета дома отстаивает ваши права, вы должны ему платить. В любом случае это выйдет дешевле, чем потом нанимать адвоката и идти в суд.
– А у моего коллеги в квартире нет счётчика. И он платит только по нормативу – 10 кубов. Дополнительно ему ничего не начисляют. Почему?
О.Ф.: – Просто у него в доме нет общедомового прибора учёта. До июля 2013 года приборы учёта были обязаны поставить во всех многоэтажках. Так что, думаю, до конца этого года плату за общедомовые нужды начнут начислять всем.
Январское «потепление»
Василий Мартьянов: – Я живу в Новохопёрске. В Воронеже куб воды стоит 6 рублей, у нас – 19 рублей 88 копеек. Почему такая разница?
О.Ф.: – У нас разные поставщики. И областное управление по тарифам назначает тарифы отдельно для каждого поставщика. Например, в Воронеже 56 поставщиков тепла и у всех разные тарифы. У кого-то гигакалория стоит тысячу руб., а у кого-то – три.
Ольга Степанова: – Расходы за отопление в платёжке за январь на тысячу рублей больше, чем в предыдущем месяце. Почему? Наш дом уже несколько месяцев назад перешёл на полугодовую оплату.
О.Ф.: – В платёжке за январь фактически указываются показания декабрьских приборов учёта. Обычно плату за тепло считают с 20-го по 20-е число месяца. Но в эту платёжку включили 10 дней – с 20 до 31 декабря – просто, чтобы закрыть год. В следующем месяце сумма должна быть меньше.
Татьяна Черных: – Территория возле нашего дома не посыпана песком. Я упала и получила компрессионный перелом позвоночника. Можно ли предъявить претензии УК?
О.Ф.: – По суду вы можете получить с вашей УК большие деньги. Вам с помощью врачей «скорой помощи» или свидетелей нужно составить акт о том, что вы упали именно на этой территории, и обратиться в прокуратуру.
Елена Бова: – Приходят громадные суммы за электроснабжение. Мы с соседями обратились в УК. А что ещё можно предпринять?
О.Ф.: – Вы можете от имени двух-трёх человек написать письмо в управление ЖКХ города по адресу ул. Среднемосковская, 10, приложить копии платёжек и письмо, которое вы направили в вашу УК. Можно обратиться в приёмную общественного совета – у нас проводится бесплатное обучение активных жителей. Мы разъясняем тонкости законодательства, учим обращаться в различные структуры и т.д.
Обязанность без ответственности
Галина Федулаева: – Наш дом – ул. Лесная поляна, 4 – обслуживает УК «Стройтехника». В квитанции за прошлый месяц написано, что с 1 февраля повышается размер оплаты за содержание, ремонт жилья и домофон. В УК мне даже не стали объяснять, на каком основании повысили оплату.
О.Ф.: – Первое, что вам нужно сделать, – получить в УК договор управления вашим домом. Если в нём написано, что УК имеет право повышать оплату по первой строке на уровень роста потребительских цен, то УК права. Если такого пункта в договоре нет, повышение незаконно. И, кстати, сейчас областные власти очень интересуются деятельностью УК «Стройтехника». Я вам советую написать жалобу на имя руководителя управления ЖКХ и энергетики Воронежской области Кстенина. Скажите, у вас создан совет дома?
– Нет.
О.Ф.: – Управам всех районов дано поручение инициировать собрания жителей по вопросу создания советов домов. Вам нужно узнать в управе, когда планируется провести такое собрание в вашем доме.
Наталья Лаврентьева: – Есть ли надежда, что власти потребуют установить счётчики во всех квартирах?
О.Ф.: – По федеральному закону №261 «Об энергосбережении» собственники обязаны поставить и общедомовые, и индивидуальные счётчики до 1 июля 2013 года. Поставщик сам установит общедомовые счётчики, но до каждой квартиры не дойдёт. Собственник может обратиться к поставщику с просьбой поставить индивидуальный счётчик, и тот не имеет права отказать. При этом возможна оплата в рассрочку до пяти лет. Мы обращались с просьбой ввести ответственность за неустановку счётчика, но пока на нерадивых собственников должна воздействовать только общественность.
Из дома – в общежитие
Пётр Рожков: – УК отчитывается сразу за три дома. Меня же интересует информация только по моему. Обязана ли УК отчитываться по каждому дому?
О.Ф.: – В отчёте должна быть информация только по вашему дому. И в договоре управления желательно указать, что отчёт должен быть письменным. Обычно там указано: «любым общедоступным способом». Но что это значит? В какой-нибудь газете с маленьким тиражом, которую никто не читает?
Валентина Скрипченко: – Платим 300 рублей за содержание и текущий ремонт, но ничего не делается. Куда жаловаться?
О.Ф.: – У этой проблемы две составляющих. С одной стороны, многие вещи действительно не делаются. А с другой, 300 рублей за содержание и текущий ремонт – это вообще не деньги. Есть три стандарта эксплуатации жилого фонда: минимальный – при котором дом разве что не рухнет, базовый – реально необходимый, и повышенный – когда в доме сидят консьержки и т.п. Наши тарифы, которые не повышались с 2008 года, не соответствуют даже минимальному стандарту. И в том, что дома рушатся, виноваты только собственники.
У нас пока не работает одна статья в жилищном кодексе, но рано или поздно она начнёт действовать. Там написано, что если дом рушится, орган местного самоуправления даёт вам предписание в течение полугода восстановить здание за свои деньги. Не восстанавливаете – ваша дорога только в общежитие. А земельный участок уходит в собственность муниципалитета. Люди, которые у нас учились, этот тариф хотя бы на рубль-два поднимают. Вы можете написать в жилищную инспекцию. Она придёт, оштрафует УК, например, на 30 тысяч. А после этого УК любыми способами эти деньги спишет с вас.