35

Идеи завтрашнего дня

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 32 06/08/2008

У машин нет руля и педалей, а водители не знают, что такое права. На дороге больше нет аварий: городское движение регулируется искусственным интеллектом, и чтобы попасть в конкретную точку города, достаточно просто произнести нужный адрес. Тратить деньги на топливо практически не приходится. Да и традиционные энергоносители человечеству больше не нужны. Всю необходимую энергию вырабатывают волшебные "русские печки"...

Эта картина не плод больного воображения, а предполагаемый результат внедрения инновационных разработок, над которыми почти 20 лет работает курский конструктор Валерий Мальцев.

Когда двое говорят по-русски, но на разных языках

"Только не подумайте, что я вам сказки рассказываю, - говорит Валерий Николаевич. - Все это научные изобретения, на большинство из которых у нас имеется патент. Так называемые инновационные технологии, о необходимости внедрения которых сегодня наконец заговорило высшее руководство страны".

Сам Валерий Николаевич о необходимости внедрения инноваций в экономику региона курским чиновникам говорит на протяжении 20 лет. "Мы с ними вроде по-русски разговариваем, но в то же время как будто на разных языках, - сетует изобретатель. - Я им об экономике, о сроках окупаемости, новых технологиях говорю. А они слушают, соглашаются, обещают, но ничего не делают. У них другие интересы, и вкладывать деньги в развитие производства, начинать что-то новое им просто невыгодно".

Когда-то Валерий Мальцев был одним из организаторов кооперативного движения в Курске, ходил на приемы к первым лицам области, а его мини-заводы по переработке сельхозпродукции и машины для изготовления стройматериалов предприниматели приобретали десятками. В середине 90-х, во время кризиса, отечественное производство развалилось, и его разработки оказались не нужны. Сегодня, когда с высоких трибун заговорили об инновационном развитии, Валерий Мальцев начал писать письма президенту. В то, что на его изобретения обратят внимание чиновники более низкого уровня, он уже не верит.

Солома - энергоноситель будущего

Между тем изобретений у Валерия Мальцева предостаточно. Совместно с коллегами он разработал целую строительную систему, позволяющую решить квартирный вопрос в селах. "Наша программа "КоКур" (коттедж курский) сродни американской технологии, которая буквально за 10 лет решила проблему жилья в Америке. Она предусматривает возведение коттеджей не из кирпича, а на основе металлического каркаса, обшитого современными материалами. В результате получается очень качественное, теплое жилье со сроком эксплуатации до 100 лет", - рассказывает конструктор.

При этом возводить недорогие коттеджи можно в любом месте, без привязки к городским тепло- и электросетям. Ведь для решения энергетической проблемы Валерий Мальцев изобрел так называемый современный аналог русской печки, который выполняет все функции своей "прародительницы", но уже на базе новейших технологий. "Этот агрегат отапливает дом зимой, круглый год вырабатывает электричество для бытовых приборов и приготовления пищи, греет воду", - поясняет Валерий Николаевич.

Работает чудо-печь на пилетах из соломы - экологически чистого и дешевого топлива, для получения которого в Курской области есть огромные возможности. "У нас каждый год вырабатывается около 3 миллионов тонн соломы. Этого хватит, чтобы обеспечить энергией всех жителей Курской области, если бы они жили в отдельных домах", - утверждает изобретатель.

Сегодня Европа активно переходит на биотопливо. Швеция, по словам Валерия Николаевича, поставила задачу полностью отказаться от углеводородных ископаемых к 2020 году. "Россия же в этом плане серьезно отстает, по-прежнему оставаясь нефтесырьевым придатком", - с горечью констатирует Мальцев.

Управлять машиной сможет даже первоклассник

Однако главное изобретение Валерия Николаевича связано не с энергетикой, а с транспортом. Он уже давно получил патент на мини-автомобиль, появление которого, как обещает изобретатель, решит проблему пробок в мегаполисах и улучшит экологическую ситуацию. "Эта машинка предназначена для перемещения всего одного пассажира, - рассказывает Валерий Мальцев. - Но ведь часто для автомобиля большей вместимости и не требуется. Согласно статистике, средняя загруженность машин - 1,3 человека. Посмотрите на проезжающие автомобили: почти все едут с одним водителем. И получается, что каждый из них без всякой надобности везет с собой полторы тонны железа и два дивана. Наш мини-автомобиль избавит людей от этой "повинности". Кроме того, сжигая минимум бензина, он сокращает расходы на топливо и решает проблему выхлопных газов".

Мини-автомобиль намного дешевле обычных машин (около 60 тыс. рублей) и отличается от них технически. В машине нет руля и педалей, и управляется она без участия водителя. Стоит лишь назвать искусственному интеллекту адрес, и машинка сама домчит до места назначения. "С внедрением этих машин вся система городского транспорта полностью станет автоматизированной, что полностью исключит вероятность аварий", - утверждает Валерий Николаевич.

Я честно пытаюсь себе это представить. Получается, чтобы наладить такое движение, пересесть в мини-машины нужно будет всем. "Не обязательно, - объясняет Валерий Николаевич. - Для того чтобы организовать автоматическое движение, хватит и двух таких машин на весь Курск. Наличие мини-автомобилей не исключает присутствия на дорогах многоместных и грузовых машин. Хотя, по моим расчетам, как только появятся наши машинки, на них пересядут почти все".

В каком году за рулем можно будет увидеть даже первоклассника, Валерий Мальцев не знает. А на вопрос о сроках победы инноваций в России только грустно улыбается: "Конечно, все наши идеи в России когда-нибудь осуществятся. Но, как говорил Некрасов, "жаль, только жить в это время чудесное уж не придется ни мне, ни тебе"...

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах