Ежегодно в Москве считают федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг для регионов. Спущенный норматив должны выдерживать местные коммунальщики.
Об этом заявил начальник управления коммунального хозяйство Вячеслав ГЛЕБОВ на областном совещании работников ЖКХ. И это своего рода прогресс, ведь ранее приходилось слышать объяснения, что федеральный стандарт не для благополучной Липецкой области, она имеет право устанавливать собственные тарифы, он обязателен только для дотационных областей, которые получают поддержку из федерального бюджета.
Федеральный стандарт область не выдерживает
В 2007 году для Липецкой области федеральный стандарт предельной стоимости жилищно-коммунальных услуг должен составить 35,5 рубля, в прошлом году он равнялся 31,3 рубля, а годом ранее - 23,3 рубля в месяц на один квадратный метр общей площади жилья. Умножив на 12 месяцев и на площадь своей квартиры, читатель может высчитать собственный годовой максимум платы за жилье и коммунальные услуги.
На самом деле федеральный стандарт в Липецкой области превышался повсеместно. В 2005 году 27,14 против "законных" 23,3 рубля, в 2006-м - 32,39 против 31,3 рубля. Если в прошлом году Липецк и Елец дружно выполнили стандарт (30,65 рубля), то в районах области наблюдается разноголосица. Самый высокий уровень в Задонске - 40,66 рубля, а самый низкий в Добровском и Долгоруковском районах - чуть больше двадцати рублей. Как выразился Вячеслав Глебов, это экономически необоснованный, так называемый политический тариф! Такая практика ведет к негативным последствиям для предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Какие кадры - такая и политика
Растут тарифы ЖКУ - растут и долги населения. Если на 1 января 2006 года задолженность потребителей коммунальных услуг в Липецке составляла 191 млн рублей, то за год она выросла до 255 миллионов. В Ельце долги подросли с 29 до 45 млн руб., в Данкове - с 7,5 до 13 млн руб., в Задонске - с 4,8 до 6,3 милн руб!
Власти области заложили в бюджет 2006 года 512 млн руб для субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. По результатам года органы социальной защиты населения назначили субсидий на сумму 427,3 млн рублей, что в 2,7 раза больше объема 2005-го (160 млн руб.) Рост связан с переходом на полную оплату жилищно-коммунальных услуг вместо прежних 75 процентов. Рост тарифов достиг 30 процентов. А средний размер субсидии составил 644 рублей.
Этой мерой социальной поддержки смогли воспользоваться свыше 95 тысяч квартиросъемщиков, или 22 процента от общего числа семей, проживающих в регионе. Наиболее активно за субсидиями обращались жители Добровского, Грязинского, Данковского и Чаплыгинского районов, в которых субсидии получают до тридцати процентов семей, но есть и такие районы, в которых число семей, получающих бюджетную поддержку, составляет всего 5-7 процентов.
Кстати, в 2007 году из областного бюджета на выплату субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг планируется выделить около 738 млн рублей - на 44 процента больше.
Все это свидетельствует о том, что муниципальные власти и руководители предприятий ЖКХ не лучшим образом организуют выплату субсидий и сбор платежей. Если бы субсидии и платежи пришли в полном объеме, то появились бы деньги на повышение зарплаты работникам коммунальной сферы. Она составляет немногим больше половины от средней областной - только 5280 рублей. По мнению Вячеслава Глебова, именно уровень зарплаты способствует тому, что "в ЖКХ работают кадры, которым деваться некуда". Большинство руководителей не имеют не то что специального, но даже технического образования, среди них и педагоги, и врачи... Среди занимающих должность главного инженера 55 процентов - пенсионеры. А ведь эти специалисты должны проводить техническую политику на местах.
"Какие кадры, такая и политика, - невесело подвел итог Глебов. - А ведь наша задача - сделать сферу ЖКХ прибыльной и привлекательной для инвестора. Сейчас 68 процентов предприятий ЖКХ являются убыточными. В такое хозяйство инвестор не пойдет".